(Начало читайте здесь)
Следующий этап можно считать переходным, поскольку он послужил разветвлению эволюции флагов на информационную и декоративную составляющие. Предположим, некоему племени долгое время не давал покоя тигр-людоед. В один прекрасный день людям это надоело, и они отрядили на охоту специальную карательную экспедицию.
Облава завершилась успешно, тигр был ликвидирован, освежеван, разделан и поделен. Охотники двинулись домой. А чтобы успокоить и порадовать соплеменников, привязали к палке, ну, скажем, полосатый хвостище своего трофея. Победители хотели, чтобы об их подвиге узнали как можно раньше, «издалека». (О медиа-возможностях палки они уже знали.)
А теперь предположим, что это триумфальное шествие случайно увидели люди из другого племени. Предыстории они не знали, просто наблюдали картину: идут веселые и довольные соседи, несут палку с привязанным к ней тигриным хвостом. Красиво, чёрт возьми! (Чувство прекрасного нашим далеким предкам не было чуждо, нервная система человека структура тонкая полностью непостижимая. Вон, какие рисунки на скалах создавали…)
Пришли эти случайные свидетели к себе «стойбище», покопались в «запасниках», нашли среди трофеев неплохой лошадиный хвост. И, следуя инстинкту красоты, присобачили его на посох своему вождю.
Информационной составляющей у палки от этого не прибавилось, но изменился сам формат её подачи. «Что» обогатилось формой — «как». Впрочем, медийная функция очень скоро подчинила себе эстетическую. Во-первых, даже на уровне лошадиного хвоста, то, что внутри племени было просто украшательством, на «внешнеполитическом» уровне позволяло соседям издалека идентифицировать обладателя того или иного посоха, а, во-вторых, через какое-то время украшать эти посохи стали со смыслом, связанным, как правило, с родоплеменными тотемами. Появился своеобразный «язык» украшающих этот атрибут власти резьбы и «навесных элементов» — наподобие распространенному в уголовной среде «языку» татуировок. Знающий человек, разглядывая вырезанные на посохе изображения, мог многое понять о мистической составляющей жизни племени и его взаимоотношениях с тотемами.
Несмотря на полное отсутствие у этих посохов-древков второго необходимого компонента современного флага — полотнища, наука именует их «vexilloid», от латинского слова «vexillio», флаг. А окончание «oid» означает «подобный», «напоминающий», «имеющий отношение к…».
Кстати, эти вексилоиды внутри племени не только доставляли «радость узнавания» «дорогого вождя» при личной встрече с ним, но и выполняли основную функцию флагов — передачу информации на расстоянии. Высоко поднятый посох был виден соплеменникам издалека и означал: «Всем внимание! Место незамедлительного общего сбора здесь».
Так вексиллоиды, помимо идентификационной информационной функции, получили ещё и повествовательную.
Читать дальше.
Константин АНДРЕЕВ
Все флаги в гости будут к нам — 2: 2 комментария