Флажки для украшения праздников, известные уже в то время, получили вторую жизнь: действительно, новогодние флаги, которые можно увидеть во время тура в Шри Ланку на Новый год заметно отличаются от флага самой страны. Поездка или поход в далёкую страну с туристическими или другими целями, сопровождаемая собственным знаменем, широко распространена была в древнем мире. Заслуга изобретения флагов в их современном формате принадлежит древним китайцам. Открытие технологии изготовления шелка позволила украшать древка легкими, прочными и нарядными полотнищами.
Впрочем, в Китае речь с самого начала шла не просто о декорировании, а о придании стягам определенных цветов, что-либо значимое символизирующих. Вскоре выяснилось, что хорошо заметный издалека флаг незаменим в сражениях, поскольку позволял ориентироваться на поле боя и контролировать его ход. Если воин видел, что флаг, поднятый над ставкой командира, стремительно удаляется от зоны военных действий, значит, дело плохо и пора улепетывать. Ну, и наоборот.
С тех пор флаги начали параллельно совершенствоваться в двух своих ипостасях — геральдической и сигнальной. Из Древнего Китая «многофункциональные» флаги «расползлись» сначала в пограничные страны — Монголию, Японию, Индию и Персию, внесли свою лепту в развитие культуры Древней Греции, по наследству достались Римской Империи, и в начале нашей эры получили признание в Европе.
Именно во времена расцвета Персидской империи (а точнее — в годы правления династии Ахеменидов — 559-330 гг. до н.э.) флаг впервые был использован как общегосударственный символ, то есть стал признаком не власти конкретного лица, а геополитических амбиций целой державы. Эстафету государственного отношения к полотнищу Ахеменидов подхватила другая персидская династия — Сасаниды. Их знамя официально символизировало подвластную им державу Eranshahr — «Королевство Иран», поэтому Иран можно считать первой в истории страной, обзаведшейся собственным государственным флагом.
В Римской империи додумались ещё до одного ноу-хау — до «корпоративного» использования флагов. «Оказалось», что знамя вовсе не обязательно должно символизировать власть, и что его можно использовать лишь в идентификационной ипостаси. Древнеримские кадровые агентства, рекрутировавшие воинов, учитывали психологические особенности восприятия тех или иных цветов на флагах. Каждый из римских легионов получил свое «полковое», отличное от других знамя. Правда, с точки зрения формы, на первых порах это был шаг назад, поскольку флаги вновь приобрели вид вексиллоидов. Древки римских знамен украшали металлические навершия, изображающие различные государственные и религиозные символы, а также знаки отличия — имперские орлы, свастики-«солнцевороты» таблички с надписями и прочее. Это позволило наладить на поле боя обратную связь штаба с передовой. Полководец мог совершенно адресно направить гонца к конкретному воинскому подразделению на передовой, и тот именно по «знамени» мог в сумятице побоища безошибочно определить местонахождение нужного отряда.
Идею использовать для своих «штандартов» полотнища регулярным римским войскам подсказали «враги народа» — жители пребывающей в состоянии перманентного мятежа провинции Дакии (ныне — территория Румынии). Ополчение бунтовщиков украшало свои вексиллоиды изображением дракона с полотняным хвостом, зловеще развивающимся на ветру. Видимо, римлянам это показалось красивым, поскольку вскоре все их штандарты обзавелись характерными «вымпелами». (Позже именно такой формат был использован немецкими фашистами для сопровождения торжественных мероприятий.)
Читать дальше.
Константин АНДРЕЕВ.
Флаги на башнях — 1: 4 комментария