«Зритель голосует креслами» — кто-то из великих режиссеров говорил. Выяснять причины, почему зритель не пошел на этот фильм — это не дело зрителя. Сегодня зритель вообще не может часто связать двух слов: не понравилось и все тут.
Речь там дальше шла о Михалкове, это неинтересно. Интересна же мысль о состоянии зрителя. Именно об этом и был спор в Регионе, что каждый имеет право сказать «нравится» ему или нет. Там ещё уточнение было, что принципиально, мол, — не пытаться давать оценку самому произведению. Это не одно и то же — сказать «мне еда не понравилась» и сказать «эта еда плохая».
Сама по себе идея, может, и была бы неплоха, если бы не одно но: каждый может сказать, что он съел томик Толстого, и ему не понравилось. Увидел человек в первый раз книгу, попробовал на вкус. Не доел даже: не пошёл Толстой. Здесь принципиально обозначена проблема адекватного «прочтения», «знание языка», понимание на простейшем каком-то уровне. Книги — читают, суп — едят. Обратное — прямой путь в места тихие и покойные. Между тем, в практической жизни используется часто.
Другой пример: танцы. Танец — движение. Танец несомненное искусство со своими правилами, трудностями, достаточно понятным интуитивно языком. Посмотрел на танцующего и сказал: нравится. Или: не нравится. Никакая школа танцев для этого не нужна, чтобы это сказать. Или нужна? Отведи восьмиклассника в Большой без подготовки и спроси потом: каково? Ответ очевиден.
Какое-то некритическое количество идиотов найдётся в любом социуме. Непонятна идея защита их прав жевать книги и сообщать ещё зачем-то потом: понравилось или нет. Но… может, в этом есть что-то тонкое, чего я не понимаю, и сама эта идея их защиты непонятна мне по тому же принципу: я сам жую мысль, не предназначенную для еды.
Вопрос о поедателях книжек на такой уж теоретический, каким кажется на первый взгляд. Искусство удовлетворяет потребности. Обратная связь творцу необходима. «Обратная» — включает в себя слово «адекватная». В следующий раз творцу особенно удачно удастся удовлетворить потребность общества, если он увидит какие-то элементы диалога. Мы же не будет отрицать, что всё есть диалог?
Один комментарий к “Поедатели Толстого”