Скупка мозгов по-американски

Скупка мозгов по-американски. США, 1956 год.

Мы как-то так привыкли, основываясь на почерпнутом еще из советской пропаганды, называть “скупку мозгов”, которой после Второй Мировой войны занимались США, в предосудительном контексте. Дескать, в пятидесятых Европа и Азия были истощены войной, а шикующая Америка выкидывала бешеные деньги, заманивая к себе самых лучших технических специалистов со всего мира. Но редко вспоминают в этой связи о том, какой импульс эта политика США дала к повышению образовательного уровня самих граждан этой империи.

Скупка мозгов по-американски. США, 1956 год. В апреле 1956 года Earl C. Kubicek, директор по размещению абитуриентов Иллинойского технологического колледжа опубликовал данные собственного исследования по динамике роста зарплат молодых дипломированных технических кадров. Еще в 1949 году стартовая зарплата инженера была $3384 в год, к 1954 она уже подскочила до $4416, и рост продолжался. К концу 1956 года хантеры предлагали стартовые оклады на уровне $7500 в год с обещанием быстрого (в течение 2-3 лет) роста зарплаты до $ 10.000 и более. Напомню, что по соотношению к нынешней покупательной способности доллара, те 10.000 нужно умножать, как минимум, на 4,5.

Скупка мозгов по-американски. США, 1956 год. То есть, по сути, технический диплом на руках давал в США пропуск в среднеобеспеченное будущее специалистам, практически только вышедшими из стен ВУЗов. Это вызвало буквально бум среди молодых граждан США, в первую очередь. И не только их подстегнул этот дорогостоящий хантинг, но и их работодателей. Уже в 1954 году более 1,5 миллионов американцев подали заявки на получение дополнительного технического высшего образования в 200 колледжах страны от побережья до побережья. Университеты не справлялись с потоком абитуриентов и вынуждены были открывать вечерние и заочные отделения на особо популярных факультетах. Соответственно, подтянулись в этот процесс и финансисты — появились программы льготного кредитования для тех, кто желал получить второе техническое ВО, поскольку кредиторы были уверены в том, что эти парни и девушки смогут с дипломом быстро трудоустроиться и вернуть кредиты.

Но пик бума ознаменовался другим — сами работодатели начали кредитовать своих сотрудников с целью получения ими образовательного уровня. Иметь в штате больше молодых дипломированных инженеров стало не только модным, но и перспективным занятием — нередко работодатели подписывали со специалистами контракты, по которым в течение определенного срока они имели право таких работников выставлять на “трудовой трансфер”. Скупка мозгов по-американски. США, 1956 год. А такие производственные гиганты, как General Electric, не кредитовали своих сотрудников, а сразу предлагали им беспроцентные ссуды на образование, да еще и выплачивали им стипендии — при условии, что обучение происходит без отрыва от производства. То есть, оплачивали проводимые за обучением часы, как сверхурочные рабочие.

Скупка мозгов по-американски. США, 1956 год. Другой промышленный гигант General Motors создал специальный образовательный фонд в $5.000.000, и уже к концу 1955 года более 700 молодых сотрудников компании начали посещать вечерние курсы в колледжах за счет выделенных корпорацией средств. По самым скромным подсчетам, на уровне начала 1956 года общая сумма выплачиваемых студентам технических ВУЗов стипендий выросла до рекордной за всю историю США суммы — $60.000.000. И еще $10.000.000 составляло финансирование детей старших классов школ, которые начинали заочно учиться в колледжах до получения среднего образования. Скупка мозгов по-американски. США, 1956 год. Разумеется, троечники в таких программах не участвовали, в США стали популярными олимпиады и викторины знаний среди учащихся школ, на которых выявлялись та молодежь, которая, еще учась в школе, уже была готова к получению начальных университетских знаний. Вот в такую школу повышения технического кадрового резерва вылился тот бум пятидесятых в США, который в СССР презрительно называли “скупкой умов”.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *