«Не пить самому и не угощать других» — вот первое правило, которое каждый сознательный, каждый передовой крестьянин должен был усвоить и проводить в своей жизни вообще и в особенности по праздникам. Спиртные напитки должны были быть выброшены из праздничного отдыха крестьянина. Это было первое условие Советской власти, чтобы получить в праздники здоровый и разумный отдых. Требование, согласитесь, вполне разумное, но есть еще и душевные понятия, которыми веками руководствовался не только русский крестьянин, а каждый народ вообще — как это так, не уважить родственника или односельчанина в праздник?
Большевики считали, что если крестьянин сможет обойтись в праздник без вина, то праздники ему обойдутся гораздо дешевле: ведь праздничные расходы крестьянина — это, прежде всего, расходы на самогон или водку. Часть этих денег можно приберечь на различные, хозяйственные нужды крестьянина, которых у него немало, а часть употребить на улучшение праздничного стола — на то, чтобы сделать питание во время праздников вкуснее и разнообразнее. Не все же крестьяне имели достаточно своих продуктов; большинству к празднику приходилось прикупать их на стороне. Поэтому гораздо правильнее потратить крестьянину свои трудовые деньги на улучшение пищи, чем на такую отраву, какой являются спиртные напитки.
Однако подобное отношение к распределению праздничного бюджета рабочих и крестьян в Советской России просуществовало недолго. Уже в начале тридцатых годов СССР была введена тотальная монополизация алкогольного производства и реализации спиртных напитков, цены были взвинчены, и людям приходилось лишь утирать горючую слезу, вспоминая водочные цены, существовавшие до революции. Но при этом постоянно в сознании людей формировалось представление такое, что только в России крестьянин пьет. Когда советские еще люди не имели возможности покупать туры на Кубу, но начали читать романы Хэммингуея, описывавшего нравы первой половины ХХ века в Латинской Америке, кое-кто понял, что Россия была далеко не самой пьющей страной. А тогда, в двадцатых годах в СССР руководство было очень сильно обеспокоено тем, что крестьянин пропивает деньги, которые не поступают из-за этого в казну.
И если бы только на водку крестьянину пожалели денег, так еще и начали учить тому, как крестьянину поменьше есть в праздники. С одной стороны, пропагандировали, что праздничный стол крестьянина должен быть вкусным и сытым. Это не значило, что по праздникам надо злоупотреблять едой, доходить до пресыщения, до обжорства, как это нередко бывало. Этим можно так испортить свой желудок, что потом придется им мучиться и лечить его очень долгое время. Умеренность надо соблюдать во всем — даже в еде. Вредно для здоровья недоедать, но опасно и переедать. И снова все звучит логично, если не учитывать те обстоятельства, что только за первые пятнадцать лет правления Советской власти наша деревня пережила два мощнейших по количеству жертв «голодомора».
Свободное время по праздникам предлагалось посвящать, разумным и культурным развлечениям; конечно, ни карты, ни лото, ни игрища к таким не относились.
Дни отдыха надо было проводить иначе. Днем надо стараться быть все время на воздухе, проводя это время в различных играх, связанных с движениями — лучше всего в занятиях различными видами спорта. У кого есть ружье и собака — пускай отправляется в лес на охоту: охота — один из самых здоровых и приятных видов спорта; к тому же охота может принести пользу и для хозяйства. Для молодежи обоего пола можно рекомендовать в зимнее время беганье на лыжах, на коньках, катанье с гор на санях и тому подобное. Да и взрослым очень полезно принимать участие в этих играх, от которых они получат и удовольствие, и пользу для здоровья. Вечера в праздничное время должны быть использованы для устройства различных культурно-просветительных развлечений: любительских спектаклей, литературных вечеров, сеансов кинематографа, радиопередач. За это важное дело должен взяться сельский актив, особенно передовая молодежь; ей должны помогать все сельские общественные организации. Таким путем можно сделать праздничный досуг крестьянина интересным и занимательным, внести в его жизнь разнообразие, пробудить в нем новые запросы и содействовать его культурному развитию, а тем самым и оздоровлению его быта.
Один комментарий к “Как проводить праздники (часть 2)”