Вот я и дорос до культурных форм проживания праздничных дней — выпиваю умеренно и только легкие алкогольные напитки, не объедаюсь, культурно просвещаюсь. Праздники всегда имели большое значение в жизни человека. А, например, для работяги или крестьянина они являлись днями отдыха. В праздничное время рабочий и крестьянин может передохнуть от своих тяжелых трудов и набраться свежих сил для дальнейшей работы. Однако до революции на селе не велось активной просветительской работы, и это упущение, в первую очередь, начали исправлять в годы Советской власти.
Большевики обоснованно считали, что в праздники же крестьяне должны постараться получить культурные и разумные развлечения, которых они лишены в рабочее время. К сожалению, Советской власти пришлось столкнуться с массой трудностей. До революции все праздники, в основном, у крестьянина были связаны с церковным календарем. Большевики не признавали церковь и потому считали, что такие праздники приносят крестьянину не столько пользы, сколько вреда. Вместо того, чтобы укрепить свое здоровье в праздники, — крестьяне его еще больше расстраивают. Вместо культурных и разумных развлечений, крестьяне предаются в праздники попойкам и разгулу.
Лучшим способом сбережения и прироста своих трудовых накоплений являются целевые вклады и депозиты, которые позволяют размещать накопления на продолжительное время и под высокие проценты на депозитных счетах клиента. Когда твои деньги лежат в надежном банке — их не пропьешь и не прогуляешь, а с пользой прирастишь.
Нередко в праздники случались драки. Процветали также в праздники азартные игры в карты, лото и другие. Эти игры тоже очень нередко приводили к ссорам и дракам. Молодежь в праздники во многих местах устраивала так называемые игрища и гулянки, где нередко после революции нравы были достаточно вольными и развратными, что также не лучшим образом сказывалось на здоровье людей. Да и известная поговорка о праздниках, после которых «головка бо-бо, денежки тю-тю» возникла не на пустом месте. Русский мужик мог в праздник пропить и прогулять все свои сбережения, и это тоже беспокоило Советскую власть — деньги нужны были ей в виде налогов и реализованных заемов, а не в карманах производителей алкоголя.
Поэтому, в первую очередь, большевики начали бороться с прежними церковными праздниками на селе и пьянством среди крестьянства. «Дни отдыха не должны быть днями разгула и попоек» — это был основной воспитательный лозунг Советской власти, который она пыталась донести до сознания крестьян. Чем больше праздник — тем больше разгула и безобразных сцен можно было видеть в каждой деревне. Такие праздники, как например Рождество или Крещение, почти всегда сопровождались несчастными случаями, по мнению советских агитаторов за новую жизнь. Справедливости ради, стоит отметить, что нередко кое-где упивались в дым, дрались, нередки были случаи пожаров в такие дни. Но также является правдой и то, что эти проблемы за время правления Советской власти так и не были решены в деревнях.
Как считала Советская власть, причины все в том, что в царское время деревню в России никто культурно не развивал. Как писали в журналах, ориентированных на грамотных крестьян:
Происходит все это, конечно, от той темноты и несознательности, от которых до сих пор еще полностью не освободилась российская деревня середины двадцатых годов. Тут действовали старые привычки и предрассудки. В течение многих веков крестьяне привыкли смотреть на праздники, как на дни разгула и пьянства. В прежнее время никто не заботился о том, чтобы крестьянин мог провести разумно и полезно дни праздников. А попы, полицейские чиновники и помещики первые подавали пример разгульного времяпрепровождения устраивая в праздничные дни особенно большие попойки. Но теперь началась новая жизнь. Старое должно быть забыто. Надо отвыкать от прежних дурных обычаев. Надо освободиться от старых предрассудков. Тут на первом месте следует поставить борьбу с праздничным пьяным угаром, попойками и кутежами. Дни отдыха надо проводить по-новому, культурно. Надо научиться проводить праздники разумно и приятно и без помощи алкоголя. Веселое настроение, которое бывает у пьяного человека под влиянием алкоголя, — не настоящее, а искусственное, обманчивое. Пьяный человек вначале как будто настроен благодушно, горланит песни, пляшет и веселится, а через минуту становится скучным, мрачным, начинает ко всем придираться, а затем и вовсе лезет в драку.
Один комментарий к “Как проводить праздники (часть 1)”