Безусловно, можно простить определенное невежество товарищу Ф. Пименову, написавшему о том, что в Антониево-Сийском монастыре монахи блудили с монашками — откуда ему было знать, что это был мужской монастырь, причем, он таким был всегда, с 1520 года, когда был основан преподобным Антонием.
Процветали здесь раньше Соловецкий монастырь, Пинежские, Холмогорские, Шенкурские монастыри. Хорошо жилось монахам. Сытно, вольготно. Да и не скучно. Богомолок всегда было достаточно.
Умели устраиваться «святые отцы». Умели и красивое местечко выбрать под монастырей. Есть здесь монастырь в Сие. Место — красота. Сухое, в сосновом бору, кругом большое озеро. Пашня, луга, — добрейшие. И от населения в сторонке, чтобы не всяк глаз видел монастырскую жизнь привольную.
А вот относительно того, подо что там могли в Архангельской губернии землю распахивать, возможно, товарищ Пименов смог наглядно узнать несколько позже, когда отправляли туда на длительные экскурсии представителей интеллигенции, по этапу. Вот тогда то, возможно, советский борзописец и узнал, что никаких злаков не сеют в этих местах, да еще и на острове Сие, не вызревают они там — лето короткое. Потому то все ЗК СевЛагов ГУЛАГ знали и помнили клейкий плесневелый вкус завозимого туда черного хлеба, и что с ними происходило, когда доставка хлеба запаздывала. Кстати, братия монастыря не бунтовала против советской власти, а перестроилась в сельский кооператив — у них там парники были, своя ферма животноводческая. Но не нужны были большевикам на севере свои овощи, они там устроили колонию для малолетних. А позже — дом отдыха.
Но прошло то время. Октябрь смыл трутней. Монастыри стали служить трудящимся. Сийский монастырь отдали под губернский дом отдыха. Там, где жили монахи, теперь запасаются силами, отдыхают рабочие лесопильных заводов, учителя, служащие менее обеспеченные. В прошлом (1926) году прошло через него 1.654 отдыхающих. Более 20 тысяч суток пробыли они в доме отдыха. И с большой пользой: в среднем каждый прибыл весом до 2 килограмм (до 5 фунтов). В церквах, где вое куривал и ладаном монахи, теперь устроили столовые, читальный зал. Ленин, Калинин, Рыков и другие вожди революции смотрят со стен библиотеки. Четыре больших корпуса с бывшими монашескими кельями заняты спальнями отдыхающих.
Не бывал товарищ Пименов никогда в северных монастырях, не знает, что такое кельи схимников — в них если устраивать палаты для отдыхающих, то это равносильно тому, как их в карцере селить на отдых. Монахов было много до революции в островных обителях, и потому кельи были рассчитаны лишь на рукомойник, топчан и место для молитвы. Правда, ближе к семидесятым годам, когда большинство старых строений пришло в негодность, там достроили современные корпуса и оборудовали пионерский лагерь. Что все же гораздо лучше на святом месте, чем колония для детей.
Сухой бор — излюбленное место прогулок. В тихую погоду по озеру дружно несутся песни молодежи» смех. Оборудованы при доме отдыха и площадки для спорта—футбольная, трапеции, легкой атлетики. Всюду чистота, во всем порядок. Там, где жир накапливали монахи, жизнь новая. Здесь отдыхают крестьяне и рабочие от визга пил, от стука машин. Силами запасаются на зиму, чтобы двигать строительство советской страны.
Чистота и порядок в Антониево-Сийском монастыре были всегда, поскольку с XIX это был центр просвещения в краю поморов. В Монастыре была одна из лучших библиотек, монахи часто отправлялись на особое служение в поездки по тундре, был свечной завод, иконописная мастерская, организация праздников церковных проходила под звон двадцати колоколов (самый большой весил 300 пудов). В начале ХХ века монастырь был настолько великолепен, что всякий его посетивший мог сказать лишь одно — что увидел красоту неба и земли на острове Сие. А вот жиреть некогда было монахам — в северных обителях всегда были особо строгие постные уставы (это более половины дней в году постных). А еще и трудовое послушание. Вот такие дела…