Быт советских крестьян. "Здоровая деревня", 1928 год.

Пора бросить вредные обычаи!

Быт советских крестьян. "Здоровая деревня", 1928 год.

Историки всегда говорили, что о том, как и чем жили наши предки, лучше всего узнавать из обычных бытовых описаний того времени. Желательно, чтобы тема описания решала несколько иную задачу, не описание быта людей, а, к примеру, пропаганду борьбы с каким-либо вредными привычками. Вот тогда все и всплывает, причем, прямо в тексте, без двусмысленностей и намеков между строк, черным по белому.

Как мы помним, большевики обещали крестьянам землю и полную свободу производительного труда, мол дадим вам, крестьяне землю, как только вы поможете нам с нее согнать буржуев. Крестьяне, естественно, согласились, положили жизни, победили вместе с большевиками, вернулись на землю и получили — продразверстка, продналог, раскулачивание зажиточных крестьян, принудительное создание колхозов (туда же и скот заставили сдать). И вот крестьяне пожили такой жизнью в условиях мира семь лет, ближе к Пасхе 1928 года сами же большевики описывают, как живут те самые крестьяне, которым они землю то обещали раздать, прямо в журнале для крестьян и пишут.

Немало еще сохранилось в крестьянском быту вредных для здоровья обычаев. Идут пасхальные праздники, когда особенно много таких обычаев. Пасхе предшествуют 7 недель, «великого поста». Правда, строгих постников среди крестьян становится все меньше и меньше. Теперь едва ли найдешь такую деревню, где бы большинство крестьян соблюдали все четыре больших поста («великий», «петровский», «успенский» и «рождественский») и боялись «оскоромиться» даже по средам и пятницам, но «великий» пост у нас во многих местах крестьянами признается и соблюдается довольно строго. Многие крестьяне в продолжение всех 7 недель «великого» поста отказываются от молока, и от яиц и от скоромного масла, не говоря уже о рыбе или мясе, и сидят только на картошке, да на луке и черном хлебе. Запрещают они есть скоромную пищу и своим детям. Конечно. часто такое воздержание от более вкусной и питательной скоромной пищи объясняется просто бедностью крестьянина: постная пища гораздо дешевле и доступнее, чем скоромная, и некоторые крестьяне поневоле постятся чуть ли не в продолжение круглого года. Особенно же вредят посты здоровью детей.

Но при этом бедные крестьяне где-то находят много скоромной пищи, когда пост заканчивается, и, по мнению автора, «обжираются».

Нельзя также похвалить и обычай крестьян слишком усердно разговляться после великого поста на пасхе. Дождавшись разговенья, набрасываются на пищу, как голодные и сразу съедают гораздо больше, чем едят в обычное время. Получается слишком резкий переход от постной пищи к скоромной. Потому-то на пасхе бывает так много желудочных заболеваний. Наряду с праздничным обжорством, праздники сопровождаются повальным пьянством. Как крестьяне готовятся к пасхе? В конце великого поста некоторые деревни превращаются в настоящие винокуренные заводы: чуть ли не в каждом, доме гонят самогонку. Редко какой крестьянин встретит на это дело меньше пуда муки. А кто не умеет гнать самогонку, тот покупает ее у соседей, отказывая себе в более необходимом.

Вот, оказывается, какие излишки массово утаивали советские крестьяне в закромах — по пуду и больше муки (пуд — 16 кг), а еще у них деньжата водились в больших количествах, чтобы покупать самогонку у соседей. Не говоря уже о том, что в тех же деревнях уже 7 лет в другие дни года праздновали 7 ноября и 1 мая. Надо полагать, не обжирались и самогонку не пили в такие дни, собирались в клубы на концерты, слушали лекции по марксизму-ленинизму. Впрочем, это срез того, как жили советские крестьяне в начале 1928 года через десять лет после того, как большевики прогнали всех буржуев, прочно укрепились в России. Только вот с землей как-то странно получилось — вроде бы и дали ее крестьянам, но только почему-то крестьяне ее не получили. Застряла где-то между «дали» и «получили» на полпути.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *