Продолжая тему, поднятую в предыдущем материале о том, какие проблемы существовали у раскрепощенного крестьянства Сибири через двадцать лет после начала реформы 1961 года, неплохо было бы выяснить, с каких доходов писарь собирал средства, выплачиваемые вышестоящему начальству в виде контрибуции за спокойное пребывание на своей должности. Понятно же, что исправник и те, кто стоит выше в бюрократической иерархии региона, предполагают постоянный стабильный ежегодный доход писаря, не менее определенных сумм.
И вновь будет полезным почитать свидетельства современника и патриота Сибири Н. Ядринцева, описывающего весь прейскурант взимаемых писарями взяток с крестьян т прочего зависимого от чиновников за то, чтобы те могли продолжать спокойно трудиться.
«Теперь не мешает объяснить, из каких источников писарь покрывает эту ежегодную контрибуцию. Для этого есть источники постоянные и, так сказать, случайные, то есть, для каждой волости неодинаковые. Изпостоянных источников можно указать следующие: во-первых, каждый год собирается, особенно с богатых крестьян, громадная сумма за освобождение от призыва их детей, не подлежащих таковому по льготам; во-вторых, за избавление малолетков от работ во время отбывания дорожной повинности (берется копеек по 60 с души, примерно); в-третьих, за паспорта и увольнительные свидетельства; в-четвертых, за выдачу приговора на право открытия кабака и так далее, перечислить которые не так легко. За приговор на право открытия кабака в одной волости Нижнеудинского округа писарь брал недавно по 25 рублей, а всех кабаков в этой волости 100 штук, так что эта одна статья давала ему 2.500 рублей ежегодной ренты. Случайные оброчные статьи писарей еще более разнообразны и неисчислимы. В той же волости есть склад вина, который платит писарю ежегодно 600 рублей и предоставляет сверх того неограниченное количество водки. В ряду случайных доходов весьма важную роль играют различные подряды при помощи подставных лиц. Так, например, в той же волости писарь строил здание по подряду за 6.000 рублей, для чего он купил с торгов старый этап за 60 рублей и сделал в нем кое-какие переделки, взял на себя этапную гоньбу при помощи подставного лица, за которым числится подряд и так далее. Ко всему этому нужно прибавить, что почти повсеместно существует писарская натуральная повинность, заключающаяся в том, что крестьяне косят писарю сено, пашут пашню, жнут хлеб, устраивают рыбалки и так далее, «помочами» или просто по наряду.»
Отдельно обращаю внимание на то, что я цитирую не какие-то секретные докладные записки или дневники путешествующего наблюдателя, недоступные для жителей Сибири или волостного начальства — я цитирую то, что свободно публиковалось Ядринцевым в издаваемом им журнале «Восточное обозрение», издаваемом и продаваемом свободно в том же регионе, в крупных городах — Омске, Томске и других. Подписка на журналы была абсолютно свободной, как в наше время в развитых демократических обществах, не было никакого дефицита и на этот журнал — покупай, читай и думай.
Только, сами посудите, разве крестьянин станет это покупать и читать? В этом была проблема. А чиновники читали, делали выводы — они жалобы на автора строчили в Читу, Омск и далее — В Санкт-Петербург. Теперь представьте себе, что в подобный «беспредел» чиновников в начале ХХ века приезжали те, кто поверил обещаниям, записанным в реформах Столыпина (таких было немного, но кто-то в Сибирь поехал осваивать новые земли). Эти семьи получали подъемное пособие от правительства, в том числе и деньгами. Нетрудно догадаться, куда ушла немалая часть этих денег — в карманы коррумпированных чиновников.
Один комментарий к “За что писарь в Сибирском волостном управлении брал взятки”