Когда началась Великая Отечественная война, Коле Головину был всего год. Приход немцев в село Ивань-2 Малоархангельского района Орловской области оставил в его памяти неизгладимые впечатления, это была память ребенка о войне. Это рассказ подполковника в отставке Головина Николая Михайловича.
Мне хочется рассказать вам, ребята, каким было наше военное и послевоенное детство. Вы выглядите совершенно по-другому: в красивой одежде, с веселыми лицами. Нам, детям, рожденным в предвоенные годы, это не могло присниться в лучших снах.
Я родился в 1940 году. Семья наша была большой: четверо братьев — Леонид, Василий, Юрий и я, сестра Лидия. Когда в деревню 2-я Ивань пришли немцы, они поселились в нашем доме. Отец перед приходом немцев по заданию райкома партии погнал скот к Уралу. Мать ютилась с детьми в сарае с сеном. Она так переживала за судьбу своих детей оставшихся без крова, без отца, что не вынесла этого потрясения. Она умерла. Мать заменила сестра, которой было 16 лет.
Отец, выполнив задание, вернулся, когда немцы уже были в Малоархангельском районе. В райцентре он увидел простреленное знамя, снял его, тайком пришел домой. Детей нашел в коровнике, в сене. Дочке Лиде передал знамя. Она сначала спрятала его под застрехой, а затем, завернув в мешковину, закопала в погребе. На следующий день отец, не обнаруживая себя, ушел на фронт в Красную армию. Участвовал в Орловско-Курской битве, был ранен.
В госпитале в Уфе ему ампутировали ногу. Вернулся в родное село в 1944 году. Братья рассказывали, как выглядели немцы: засученные рукава, губные гармошки, автоматы, шоколад и… велосипед. Брат Леня никогда не видел велосипеда и внимательно смотрел, как немецкий солдат ремонтирует его. А когда немец отошел, мальчишка раскрутил колесо, оно зашуршало. От солдата получил подзатыльник и жест автоматом: «ПУ-ПУ». А они не хотели ничего ломать, нам просто была интересна невиданная техника немецкая, их оборудование для автосервиса, мы всегда торчали рядом, если танк или машину ремонтировали, они же мальчишки.
(продолжение следует)