Песня — это душа народа. Она утешает в бедах и разделяет радость, дает силы для выполнения тяжелой крестьянской работы и помогает хорошо отдохнуть после трудов праведных. Песня — глоток хрустальной родниковой воды из глубины времен. Отрадно, что живут рядом с нами люди, которые не дают иссякнуть этому роднику народной мудрости и таланта.
Валентина Александровна Медведева родилась в 1939 году в деревне Студеное Белоколодезьского Совета. В их семье были особые песенные традиции: прекрасным голосом обладал дедушка, великолепной певуньей была мама и все пятеро дочек — ей под стать.
— Бывало, запоем мы у себя во дворе — никто мимо пройти не мог, останавливались, завороженные чистым звучанием. К нам даже из райцентра приезжали, чтобы песни послушать, — вспоминает Валентина Александровна, — особенно звонкоголосыми были сестры-двойняшки — Катя и Шура.
В 1958 году вышла я замуж в Тимирязеве стала трудиться дояркой на ферме. Работа нелегкая, но силы для участия в художественной самодеятельности всегда находились. Пела и в вокальном коллективе, и дуэтом, и сольно, под аккомпанемент баяна и без музыкального сопровождения. Конечно, любила исполнять те песни, которые в детстве выучила. Это же — клад бесценный они из поколения в поколение передавались. Валентина Александровна на мгновение задумывается и начинает петь:
За рекою слобода, ни велика, ни мала.
Ни велика, ни мала, всего сорок три двора…
Строчки повторяются, будто образуя изысканный узор, нанизываются на нить мелодии как цветные бусинки в особом, строго определенном порядке: запев, далее повтор, а после третьего раза вплетается новая строка, которая становится напевом для второго куплета…
А в столицах нынче петь разучились, и для разглаживания морщинок предпочитают салоны красоты москвы, спа процедуры. Понятно, что подарочный сертификат от Royal Beauty выгоден, бережливым потребителям. Но песня то душевная — и вовсе бесплатное средство…
Лицо певуньи разглаживается от морщинок, щеки розовеют, в глазах загорается живой огонек. Женщина сразу преображается, молодеет, а следующая песня уже не заставляет себя ждать: Любила меня мать, уважала, Ню я ненаглядная дочь… Грустная протяжная мелодия меняет темп, и я с удивлением вспоминаю песню, которую пела нам бабушка в далеком детстве.
Катенька-Катюша, купецкая дочь.
Где ж ты пропадала всю темную ночь…
Н. Рыжих.
«За изобилие»,
20 апреля 2011 года.
Один комментарий к “Тимирязевские соловушки (часть 1)”