В такие морозы, какие наступили сейчас в Москве, не каждый автолюбитель утром решается запускать двигатель своего автомобиля. Многие горожане предпочитают в такую пору перемещаться на общественном транспорте — быстрым шагом до маршрутки, на ней до метро, а в подземке без пробок и в тепле, создаваемом телами спешащих на работу людей.
А вот в Норвегии тридцатых годов, где всегда зимы бывают очень лютыми, никаких маршруток и метро не существовало. Морозы доходили до 50 градусов, даже лошади не все в такую погоду могли долго тянуть сани с седоками. В сельской местности было немало владельцев собачьих упряжек, а в городах собак особо держать было негде. По этой причине норвежский инженер Лестер Кобб в конце двадцатых годов всерьез озадачился проектированием надежных зимних мотосаней.
Главными проблемами для создания такого транспорта в первой половине ХХ века были: разработка морозоустойчивого двигателя внутреннего сгорания и надежная система торможения. Как известно, снег слишком рыхлая субстанция, чтобы об него тормозить. Норвежский инженер не стал изобретать «велосипед». Двигатель он взял самый проверенный в работе на морозе производства завода «Форд», и лишь увеличил теплозащиту самого капота термоустойчивым покрытием. А тормозную систему разработал по тому же принципу, что и на речных судах того времени. Речные пароходы тогда двигались за счет гигантских гребных колес, им ими же осуществлялось торможение — если переключить редуктором вращение колеса в обратную сторону. Именно этот принцип и использовал Лестер Кобб на сконструированных им мотосанях.
Мотосани развивали среднюю скорость до 40 км/час. Причем, лопастное приводное колесо сзади гораздо эффективнее работало именно на рыхлом глубоком снеге (поскольку не скользило вхолостую о твердое ледовое покрытие). Эта система много лет спустя легла в основу проектирования современных спортивных и туристических снегоходов. Вот только перевозка негабаритных грузов, и особенно тяжелых в зимнюю пору по-прежнему осуществлялась в таких регионах единственно надежным на тот момент движущим средством — дирижаблями. К слову — именно благодаря флотилиям дирижаблей оказалось возможным освоение недр северных земель, расположенных за Полярным кругом. Первые ледоколы могли лишь доставлять грузы на побережье — а дальше или на санях (что полегче) и по воздуху — все тяжелое и громоздкое.