Разрушив до основания традиционный культурный и религиозный уклад жизни российского крестьянина своими нападками и репрессиями против Православной церкви, большевики в определенный момент и сами ужаснулись тому — что стало на месте некогда гармоничного быта крестьян. А осталась единственная доступная для сельской советской молодежи форма проведения досуга — посиделки.
Со всеми вытекающими, если Бога нет, как утверждали большевики, то чего ради стесняться в поведении, в речах — в культуре чего ради стеснять себя? Если нет того стержня, если его разрушили, а душа то требует выхода, развернуться она желает. Раньше разворачивалась в молитве перед образом Христа, раньше разворачивалась в слезах перед образом Богородице, а когда их «отменили» большевик, да еще и так жестоко отменили, куда разворачиваться?
Вот и стала сельская молодежь, подобно городской заводской, разворачиваться в дикость, свинство, настоящее мракобесие — самогон, разврат, драки. И было же, от чего ужаснуться комиссарам — не работала их идеология на уровне души, не трогала она душевных струн крестьянина, который отродясь не читал ни Гегеля, ни Маркса, да и Ленина не читал. И читать никогда не станет. Крестьянин живет жизнью натуральной. Крестьянин поткровеннее, чем любой художник, живет исключительно душевным восприятием бытия. И именно потому некогда так благодатно лег на душу крестьянина Христос в именно православном обрядовом исполнении.
Здесь тебе все — Таинства вместо колдовства, и пение благозвучное о вечном, о Боге. Целая величайшая культура, державшая веками крестьян в вертикальном векторе культурной жизни, она была опрокинута большевиками. И что же они получили в результате? Когда тут самолеты уже летали в небе, когда СССР готовился к началу первой индустриализационной пятилетки, из деревни писали с горечью корреспонденты.
Так называет эти посиделки селькор из Красносельской волости Троцкого уезда, который пишет:
«Каждый день наша молодежь собирается для провождения вечернего времени у гражданина Итичникова Степана. Сюда же собираются и девушки. Выражаются, кто как попало. Курят, пьют, играют в карты, без этого тебя не считают человеком. Все это вместе взятое ведет к половой распущенности, даже моложе 13 лет, что у нас теперь не в диковинку. Культурно-просветительные силы должны пока не поздно обратить на это строжайшее внимание».
Вот тогда забегали, засуетились культработнички, завсекторами и прочие уполномоченные. Караул! Деревня то спивается! Деревня безобразничает! Разврат в деревне! И давай — библиотеки насаждать, кино возить, лекторов всяких, социалистические вечеринки устраивать. Только вот душа народная крестьянская не привыкла к такому убогому, плоскому горизонтальному просвещению. Это была та душа, которая уже из поколения в поколение на протяжении почти тысячи лет имела прямую вертикальную связь с Богом. И что ей ваши книжки и лекции? Разве что в нужнике подтереться или с махоркой раскурить…