Так получилось, что за неделю до и в саму новогоднюю ночь я, пребывая в праздничном состоянии, бродил с любимой по Москве. Естественно, взяли с собой фотоаппарат, чтобы запечатлеть город в новогоднем убранстве.
Фотография запечатлевает все, и потом, когда рассматриваешь ее, видишь все те нюансы, которые за настроением не фиксировались сознанием. Вот и я по прошествии новогодних каникул принялся рассматривать все, что я в ночной Москве наснимал. И вот какие у меня возникли мысли — мне непонятно, о каком сохранении прежнего облика Москвы говорят некоторые мои земляки?
Начнем с простого. Основным символом столицы России в последние сто лет является московский Кремль и Красная площадь (с комплексом строений вокруг). Достаточно беглого взгляда, чтобы убедиться — все осталось на месте. Исчезла проезжая часть Манежной площади, но появилась прекрасная площадка в центре города для прогулок и отдыха. Красивая и современная площадка, нижняя часть которой насыщена достаточным количеством современных магазинов и точек питания. Интересно, те, кому мила прежняя старая Москва, разве ностальгически вспоминают о том самом месте, где и пешком люди никогда не бывали, где была просто асфальтовая площадка для автотранспорта? Едва ли. Манеж перестроенный — на месте, перестроили и бывшую гостиницу Москва, которая и появилась всего 80 лет назад (к дореволюционному облику города отношения не имела).
Да, снимая Кремль с мостов, мы видим, как в поле зрения нам бросаются рекламные световые панно. Но что на этих фонарных столбах (абсолютно неисторических) было еще 25 лет назад во время праздников? Все те же красные советские флаги, которые точно также не относятся к дореволюционному убранству города. Смотрим с Якиманской набережной на бывшую фабрику «Красный Октябрь». Кому нравилось созерцать эти морально устаревшие красного кирпича фабричные стены? Были такие любители в большом количестве? Едва ли. Теперь стоит памятник, неважно, на кого больше похожий, на Петра или Колумба — но он стоит и куда более эстетично заполняет пространство, чем фабричные обшарпанные стены. Но и это еще не все.
Задумывались ли поборники архитектурного ретроградства о том, каково бы им, нынешним, жилось в столице (хотя бы в центре Москвы), если бы в ней технологически все оставили на уровне столетней давности? Ну вот, как в Вероне, например. Половина города является пешеходной зоной, все дома реставрируются крайне осторожно (то есть, все стены остаются в обшарпанном с ржавыми подтеками виде), на подъезде к исторической зоне, будьте любезны — поставьте свой автомобиль в подземную парковку за 20 евро в час. А потом ходите вокруг той самой исторической запущенности средневекового провинциального городка Италии. Кто желает подобной историчности? Пожалуйста, езжайте в регионы России — там такого добра навалом, все весьма исторично и нетронуто выглядит. Но никто не едет туда. Все остаются жить в достаточно современной столице (да еще и новые подъезжают ежегодно, чтобы здесь остаться навсегда). Вот такие дела.