Сколько мы живем в условиях рыночных отношений, столько пытается государство наладить строительство доходных домов, в которых квартиры будут сдаваться в аренду. Естественно, первым этим начал заниматься бывший мэр Юрий Лужков, но идея так и не была осуществлена на практике. Трудно сказать, что помешало этому конкретно, у меня есть только мое личное субъективное ощущение причин.
На мой взгляд, Юрий Михайлович слишком увлекся проектами, дававшими хорошие откаты или сверхприбыльными бизнес проектами, а в последние десять лет к этому добавилась некая «мессианская» экзистенция в поведении нашего бывшего мэра. так или иначе, но можно констатировать следующий факт — сети доходных домов под управлением федерального или регионального руководства у нас на сегодня просто нет.
Не удивительно и то, что новый столичный градоначальник Сергей Собянин среди прочих инициатив поднял вопрос и о строительстве доходных домов. К слову, в ЕС не менее 20% жителей мегаполисов предпочитают не приобретать недвижимость, а жить в арендуемых квартирах. Это дает ряд преимуществ потребителю и главное из них — мобильность в ситуациях экономических кризисов или в период нескольких лет активного карьерного роста. Свой дом (или квартира) — это уже статус, это уже установленные расходы, конкретное место, к которому привязан. Съемная же квартира дает возможность жить в таких условиях и в том месте, которые есть у тебя здесь и сейчас с учетом прочих составляющих твоей карьеры.
Но обыватели из малоимущих слоев в Москве и других городах России всполошились, пошли слухи, якобы программа строительства доходных домов оттянет бюджетные средства от программы строительства бездотационного социального жилья, которым обеспечивают малоимущих очередников в городах. На этот вопрос неоднократно отвечал начальник Управления по работе с обращениями Департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы Евгений Евстигнеев, говоря, что никакого свертывания выкупа БДД не планируется. И это принципиально разные программы, и с разными источниками финансирования.
Строительство доходных домов будет не на 100% финансироваться из бюджета города, а лишь на половину, вторую половину предполагается отдать на откуп частным инвесторам или коммерческим предприятиям (банкам, фирмам). Безусловно, рассчитывать на то, что стоимость аренды в доходных домах будет ниже рыночной, едва ли придется — это полностью коммерческие проекты, рассчитанные на извлечение прибыли от эксплуатации жилых домов. Соответственно и цена арендованного жилья в Москве будет назначаться с учетом того, сколько стоит метр в Москве, а не в Казани или Саратове. И это нормально и естественно — стоимость новостройки в Саратове определяет стоимость аренды жилья там же, а в Москве — московские цены. Другое дело БДД — эта программа вообще финансируется из фондов, которые просто невозможно легально потратить на что-либо иное — ни в Москве, ни в Саратове, ни во Владивостоке.
Вопросами управления и организации бизнеса на эксплуатации доходных домов вообще будет заниматься отдельное подразделение в департаменте города, которое будет работать в формате собрания акционеров, а не в формате законодательных актов. Как сказал Евгений Евстигнеев, увеличение строительства сети доходных домов, наоборот, может лишь способствовать появлению в бюджетах городов дополнительных средств (в виде выплачиваемых от арендной платы налогов), часть которых также можно будет направить на реализацию социальных жилищных программ.