Мы, конечно, не поверили тому, что у нас в Орле есть метро. Обычно метрополитен начинают строить в городах, где численность населения перевалила за миллион. А у нас и 400 тысяч не наберется.
В разведку все-таки пошли. Начинается «метро» в районе Ботаники, в 200-х метрах от пешеходного моста через р. Оку, ведущего к карьеру (озеро «Светлая жизнь»). От моста по левому берегу, выше по течению реки, виден кран буквой П. К тому месту ведет плохонькая дорога, заканчивающаяся несколькими вагончиками, в одном живет сторож, и забетонированной дырой в земле, приблизительно 8×6 метров в глубину. Отвесные стены ограждены железной арматурой, есть лестница (с приспособлением, предусмотренным для ее замыкания), ведущая вниз.
Есть устные сведения других людей, утверждающих, что «метро» строили в середине 90-х годов, и необходимо оно было якобы для строительства пешеходного моста. Во все это можно было поверить, если не спустились в тоннель.
Длина его почти 1,5 км (судя по разметке на стенах), заканчивается он среди дач, почти таким же грандиозным выходом. Над одним из выходов стоит кран, под ним две параллельные ветки рельсов, уходящие вглубь, которые метров через 25 сходятся в одну ветку у начала бетонной крутой трубы 2-х метров в диаметре — собственно сам тоннель. Здесь же лежит пара вагонеток на боку.
Со стен капает вода, метров через 150 от входа уже ничего не видно. Но дальше можно встретить разбросанные длинные деревянные палки, обмотанные на конце несколькими слоями рубероида. Создается впечатление, что кто-то бежал, бросая в спешке вое, что ему мешало. При входе, за спиной, в закрытом досками отрезке тоннеля — буровая машина, с помощью которой и прокладывали эту шахту на глубину в два этажа. Через весь тоннель идет железнодорожная ветка. В середине есть выход наверх, через обычный канализационный люк.
В нескольких метрах от тоннеля мы нашли пустое подземное бетонное помещение приблизительно 40×30 м и 7 м глубиной. Никем не охраняемое и никак вроде бы не связанное с тоннелем. Но его размеры впечатляют, как и то, что для удержания потолка в середине зала пучком стоят четыре колонны, поддерживая весь свод.
Кому и для чего потребовалось это гигантское сооружение?
В коммунальном отделе городской администрации, увидев фотографии, сначала сказали, что, скорее всего, они сделаны в Москве, а все остальное — выдумка. Но после нашего убедительного рассказа решили поискать сведения в архивах. И нашли. Оказывается, в конце 80-х подов в южном районе Орла сложилось катастрофическое положение с канализацией: имеющаяся система исчерпала свои ресурсы и к ней уже стало невозможно подключать новые «нитки» от выводимых жилых домов. Тогда и началось строительство нового канализационного тоннеля. Но с 90-х годов финансирование проекта было прекращено, стройку «заморозили». Так и стоит по сей день. Хотя основные работы уже на 50 процентов проведены. Что касается рельсов — это временная механизация для доставки оборудования глубоко под землю.
Будут ли завершать строительство новой канализационной системы? Если найдётся инвестор. Для ввода объекта нужно 35 миллионов рублей.
АИФ в Орле, 2001 год