Гармоника работы Бушмана

Губные гармоники

Предыдущий материал читайте здесь.

Тем не менее, петербургским светом инструмент был встречен с восторгом и быстро завоевал популярность в модных салонах. Поэт Андрей Иванович Тургенев в своем письме от 6 февраля 1802 года пишет о том, что в Петербурге юная графиня Авдотья Николаевна Свечина играла ему на такой гармонике русские народные песни «Выйду ль я на реченьку», «Я по жёрдочке шла» и другие (гармоника находилась в доме несколько лет).

Но самое главное — изобретение Киршника было с энтузиазмом встречено и европейскими музыкальных дел мастерами. Кто-то начал просто воспроизводить эту конструкцию, а кто-то задумался над изменениями и усовершенствованиями. Причём, если с появлением всевозможных дальних «родственников» и «родственниц» «портативного органа» Франтишека (оркестрионов, фисгармоний, концертин, аккордеонов, бандонеонов, эоловых арф и прочей экзотики) всё более-менее ясно, то происхождение самого принципа размещения мехов между панелями клавиатур весьма туманно.

По одной из версий, до этой идеи в 1797 году додумался сам Киршник. Кстати, ему смело можно приписать и изобретение аккордеона, поскольку заложенный в его конструкции органный принцип аккордного звучания позволяет идентифицировать инструмент как представителя именно этого семейства духовых язычковых. По другой версии, гармоника родилась всё же трудами Бушмана в 1822 году. Годом ранее конструкцию язычков Киршника он воплотил в невиданной доселе губной гармонике, которую назвал «Аурой», а затем модернизировал эту систему звукоизвлечения, снабдив ее небольшим кожаным мехом. Сам Бушман назвал новый инструмент «ручной эолиной».

Так или иначе, независимо от того, кому именно принадлежит пальма первенства в создании гармоники современного формата, главным её популяризатором и европейским «провайдером» стал Фредерик Бушман. Важно было то, что сама идея компактного варианта органа была уже выпущена в свет, и работа над ее конкретной реализацией велась сразу в нескольких государствах. Не обошли вниманием гармонику и русские мастера-изобретатели.

Губные гармоники стали популярными у блюзовых музыкантов.

Читайте дальше.

Константин Андреев.

Гармоника работы Бушмана: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.