9. Но главная наша беда — размывание нравственных ценностей, замена их либо политической целесообразностью, либо традиционалистскими мифологемами типа «Москва — третий Рим», «народ-богоносец» или «особый путь России».
Церковь не сумела заполнить вакуум, оставшийся после краха коммунизма. Она болеет теми же болезнями, что и все наше общество. Она еще не вышла в полной мере из тоталитаризма, не оправилась от того удара, который был нанесен по христианству в годы советской власти. В Русской православной церкви существует мощное консервативное крыло, мечтающее вернуться в прошлое, заимствующее из прошлого жесткие авторитарные модели, враждебно относящееся к демократии и демократическим реформам. Имперская идеология, шовинизм, чувство национальной исключительности все еще определяют сознание большинства клириков и многих верующих. Поэтому церковь не сумела стать духовным авангардом общества. Она не сумела поставить заслон разрушительным идейным тенденциям и нравственному беспределу. Она не смогла стать выразителем народных чаяний. Напротив, она — в лице многих иерархов — все чаще обслуживает интересы власти и свои корыстные интересы.
10. В российском обществе весьма распространен «веймарский синдром» — комплекс идей, чувств и настроений, отражающих разочарование в демократии, национальное унижение из-за распада великой державы, которой все боялись, а потому уважали, с которой считались, а теперь не считаются.
Россия в массовом сознании воспринимается как «страна, которую мы потеряли». А виноват в этом враг. Врага надо найти и наказать (в пределе — уничтожить). Отсюда — ностальгия по твердой руке, сильной власти, порядку, военной мощи. Отсюда — желание реванша, отсюда — яростная антизападная, особенно антиамериканская, риторика, попытки сконструировать национальную идею, обрести утраченное державное величие на путях авторитаризма, а «если надо», то и фашизма.
Империи нет, но имперское сознание остается. Сталина нет, но сталинизм жив. Жива привычка к силовому решению непростых вопросов. Нынешняя общественная усталость, апатия, фрустрация при определенном повороте событий могут смениться реваншистским националистическим активизмом.
Мы все еще больное общество. Мы все контужены сталинизмом. Пухнет на глазах отечественный авторитаризм с его культом вождя. Из полуоткрытого наше общество постепенно вновь становится закрытым. Страна охвачена системным кризисом, из которого власть пытается выбраться ложными путями. Создан политический режим, который имеет мало общего с демократией. На мой взгляд, этот режим — имперско-бюрократический, криминально-чекистский — не имеет оптимистической перспективы.
Некоторые влиятельные фракции власти рассматривают нацистские организации и их боевые отряды как свой резерв. В случае форсмажорных обстоятельств (резкий экономический спад, массовые волнения, учащающиеся теракты и пр.) этот резерв можно с успехом использовать, тем более что для многих высокопоставленных и рядовых функционеров нацисты — идейно и социально «близкие». Другое дело, что потом эти боевики могут быть рассеяны и ликвидированы, как это произошло в свое время со штурмовиками Рэма. Но главное, что тоталитарная сущность новой власти даже в этих условиях может сохраниться неизменной.
Но что происходит сегодня? Сегодня — казалось бы, на пустом месте — наблюдается стремительная политическая динамика. Внешняя канва событий всем известна. Важно, однако, отметить, что атака на «ЮКОС» и другие крупные частные компании проводится в режиме спецоперации. Точно рассчитано оптимальное время для раскрутки событий (парламент на каникулах, многие политические деятели в отпуске, общественная активность снижена). Силовики в союзе с нашими праворазрушительными органами, с нашей «неподкупной» юстицией вполне способны вогнать российскую экономику в коматозное состояние. Они не могут не понимать последствий своих действий. Стало быть, сделана сознательная ставка на экономическую и политическую дестабилизацию. Цель оправдывает средства. Важно поставить страну перед фактом, сделать события необратимыми.
Уже сейчас происходит скрытый государственный переворот.
Радикальные национал-патриоты напряженно ждут исхода событий и готовы принять в них самое активное участие. Как заявил недавно председатель Державного союза России генерал-полковник Ивашов, «если это серьезно, Державный союз России, стержень которого составляют люди в погонах, включая спецназ и работников правоохранительных служб, готов подставить свое плечо». Легко представить себе, как это будет выглядеть на практике.
Если президент не примет сейчас соответствующих мер (хотя бы увольнение нескольких крупных чиновников), он попадет уже в полную зависимость от самых «отвязанных» силовиков. Ему больше не на кого будет опереться.
Мы уже вползли в авторитарную ситуацию, а в дальнейшем можем вползти в нечто фашизоидное, в какую-нибудь дикую традиционалистскую архаику, которая, скорее всего, закончится катастрофой. Между тем наше общество больше всего нуждается в милосердии, в мире, в залечивании ран, в оздоровлении правопорядка, в возвращении к нормальным нравственным и духовным ценностям.
Я не утверждаю, что описанный выше сценарий непременно сбудется. Безусловно, есть факторы, противодействующие такому ходу вещей. Но было бы глупо закрывать глаза на существующую опасность. Если «веймарская» тенденция реализуется в полном объеме, нам придется пройти через катастрофу. «Новый порядок», если он победит, будет кратковременным, но жестоким.
Пока еще есть время и возможность избежать катастрофы. Я хотел бы, чтобы эту статью рассматривали как предупреждение.
Владимир ИЛЮШЕНКО,
председатель дискуссионного
политического клуба интеллигенции
«Московская трибуна»
P.S. Позицию В. Илюшенко разделяет Московское бюро по правам человека (директор — Александр Брод).
07.08.2003
Московское бюро по правам человека.
103045 Москва, а/я 18.
Тел.: 207-39-13, 208-04-49.
E-mail: [email]mucsj@rambler.ru[/email]
Обращение к Webmaster&Admin
Прошу прощения, что набиваю Ваш сервер тем, что мне нужно по некоторым причинам собрать в одном месте. Разумеется, я понимаю что это 10-20 кБ, тем не менее — смотрится ужасно, ужасно…
Плиз, это временно. В конце августа предполагаю Большую Чистку.
ОК?