Предыдущий материал читайте здесь.
Словом, нет ничего удивительного в том, что вплоть до глубокого проникновения в русскую культуру культуры византийской (а это произошло лет за 100 до крещения Руси) народ у нас озвучивал свои будни и праздники разнообразными дуделками и гудками.
Первое упоминание о гуслях применительно к русским землям относятся к шестому веку, однако следует учитывать два важных обстоятельства: во-первых, первые щипковые струнные инструменты появились в граничащих с северо-западными нашими соседями областях. А у всяких скифов-викингов такие инструменты были достаточно широко распространены. Так что налицо некая музыкальная экспансия, ставшая результатом не то естественного культурного обмена, не то приграничных вооруженных конфликтов племен. А, во-вторых, гусли с самого начала выпадали из условий народного формата, то есть были достаточно сложны в изготовлении, игра на них предполагала обучение, а мягкий глуховатый звук уступал в незатейливой горластости дудкам. Как следствие гусли сделались инструментом профессионалов — сказителей, баянов, позже — скоморохов.
Византия вместе с христианством, во-первых, принесла с собой церковную музыку, а, во-вторых, обогатила арсенал «народных» инструментов, подготовила почву для появления «струнной группы». О том, какие музыкальные инструменты были популярны в народе в период русского средневековья, можно судить по многочисленным княжеским указам и иным свидетельствам борьбы светской и церковной власти со скоморошеством. В XI веке киевский митрополит Иоанн II потребовал от духовенства избегать светской (то есть не церковной) музыки и осудил игру на музыкальных инструментах «скомрахов, гудцов, свирельников, глумцов».
Дело в том, что древнерусские инструменты условно разделялись на «высокие» и «низкие». В «учительной» литературе труба, «собирающая воинов на рать», сравнивалась с молитвой, собирающей ангелов божиих, а сопели и простонародные гусли считались орудиями, «собирающими бесстыдных бесов». В житии Исаакия рассказывается об искушении его бесами, которые глумились над ним, играя на разных инструментах — «ударища в сопели и в гусли и в бубны». В славянских землях южной Европы (современный Саратов) вообще слилось проникновение сразу трех культур — мощной византийской, кочевой монголо-татарской и северной от викингов. Об этом нередко свидетельствуют новости Саратова сегодня, сообщающие о находках археологов в этом регионе. И древние славяне, и кочевники в те давние времена еще не озадачивались идеологической составляющей музыки, они просто перенимали то, что услаждало их слух.
Однако выполнялись репрессивные антискоморошьи указы не слишком ретиво, поскольку следовали оные один за другим довольно часто. Оно и понятно — народу рот не заткнёшь. Скоморохи и «глумцы» никуда не исчезали, а лишь обогащали с ходом веков свой инструментарий. В 1648 году, в год свадьбы царя Алексея Михайловича, вышла очередная запретительная грамота, где говорилось о том, чтобы «скоморохов с домрами, с гуслями и с волынками в дом к себе не призывали».
Алексей Силантьев играет на саратовской гармони.
Читайте дальше.
Константин Андреев.
Влияние Византии на музыкальную культуру: 2 комментария