Начало статьи профессора А. Н. Сысина читайте здесь.
Здоровый быт уменьшит заболевания детей в деревне
И не только паразиты тела, но и другие паразиты крестьянского жилища и обстановки — клопы, тараканы, мухи — могут быть причиной ряда заболеваний. Пожирая отбросы, часто зараженные и гниющие — эти насекомые передают те или иные заболевания здоровым людям. Между тем, в деревне так привыкли к этим насекомым, что совершенно сжились с ними, считают, что без них обойтись нельзя. Это опять вредная и старая привычка, опять старый быт темного и несознательного крестьянина. Все эти меры чистоты жилища, чистоты тела, одежды — а также и другие — могут освободить крестьянское население от этого рабства перед насекомыми, его поедающими. И это снова оздоровит и улучшит его быт.
Привычка к грязи, привычка к совместному спанью на общих постелях, или вповалку на полу под общим тулупом или одеялом, привычка утираться после мытья одним общим полотенцем — ведет и еще к одной болезни, от которой страдают сотни тысяч крестьянского населения. Это — заразная болезнь глаз — трахома; если запустить эту болезнь можно ослепнуть. Общее спанье, близкое соприкосновение больных со здоровыми, общее полотенце, которым утирается и больной, и здоровый — содействует развитию трахомы. Но самый ощутимый вред такой быт наносит здоровью детей.
Много еще вредных обычаев в деревенской жизни. Кормление грудных детей через соску, прикармливание их хлебом и другой пищей в первые месяцы, помимо молока матери — дает большое развитие детских поносов и высокую смертность детей. Приучить матерей к более правильному кормлению своих детей, обязательно грудью, не прикармливать в первые месяцы, улучшить общий уход за грудными детьми — это значит уменьшить детскую смертность. Обучить крестьянскую мать правильно кормить своего ребенка, бросить вредные и ненужные привычки прикорма детей всякой дрянью — это большая задача всех, кто ведет медицинское дело в деревне. А это не что иное, как перевоспитание крестьянской женщины, изменение быта в самых его основах. Грязная люлька, соска, жвачка—все это должно быть заменено новым бытом; крестьянские ясли для детей, консультации для матерей, акушерская помощь—вот новые формы быта деревни.
Борьба с суевериями есть борьба — за здоровый быт
Как показала история советского богоборческого периода жизни России, народ без веры в Бога звереет и дуреет достаточно быстро. Но не все советские люди отвернулись от Господа, самые верные продолжали тайком совершать паломничество в незакрытые монастыри. Наиболее популярным всегда считался Саровская Пустынь в Дивеево, основанная некогда Серафимом Саровским. После краха КПСС поездки в Дивеево вновь обрели массовую популярность у православных христиан России.
Не приходится говорить еще и о многих других обычаях нашей темной, прежней деревни. Обычаи повального пьянства в праздники, церковные суеверия, поминки и целование на похоронах — все это зачастую способствует заболеванию различными болезнями, все это должно быть отброшено. Этот краткий перечень тех различных сторон крестьянского быта, которые стоят преградой к созданию новой здоровой деревни, он указывает и новые задачи в деле оздоровления деревни. Недостаточно только лечебной помощи, недостаточно даже одних санитарных мер — надо втянуть все население в сознательную борьбу за коренное переустройство своего быта.
За десять лет советской власти многое сделано для того, чтобы освободить крестьянство от старого ига предрассудков, темноты и суеверий. Еще более остается сделать. По трем основным путям должно, идти оздоровление деревни:
- улучшение лечебного дела;
- подъем санитарного благоустройства ее;
- изменение быта — на этих путях везде предстоит громадная работа, прежде всего для самого населения.
Санитарное просвещение — основа нового здорового быта
И именно работа по оздоровлению быта все более связана с широким и сознательным участием населения. Одними приказами быта не изменишь. Санитарное просвещение везде — в больнице, в избе-читальне, на сходе, в сельсовете — должно быть всегда на первом месте. Сельские санитарные комиссии, секции здравоохранения при советах должны привлечь новые массы работников в свою среду. Культурные работники деревни, а прежде всего медицинский персонал должны всегда при каждом случае и личным примером и убеждением воздействовать на крестьянство в сторону оздоровления его быта. И, наконец, общее образование — школы, газета, общественность — все должно быть использовано для той же цели.
А. Н. Сысин. 1927 год.
Один комментарий к “Профессор Сысин о сельском быте и охране здоровья крестьян (часть 2)”