Свидетельства участкового врача (часть 2)

Насчет грубого обращения должен сказать, что такое грубое обращение больного или их родственников с врачами — явление почти обычное. Часто во время приема в кабинет к врачу врывается какой-нибудь взбудораженный больной с самыми несуразными требованиями — начиная от приема вне очереди и кончая выдачей удостоверения на бесплатный проезд по железной дороге.

Для примера приведу следующий случай, который произошел со мною 19 января 27 года во вверенной мне Юсуповской больнице. Ночью я был вызван к больной, по словам мужа, вызвавшего меня, больная заболела внезапно. Придя к больной, я узнал, что больная болеет второй день, что ее уже вчера «сбрызгивала с уголька» «от сглазу» бабка. У больной оказалось острое душевное расстройство на почве беременности. Так как ночью, в крестьянской избе я не мог ничего с ней поделать, я посоветовал привести ее в больницу, чтобы точнее определить болезнь.

Моего совета послушались, и больная, которую до моего прихода нельзя было, по словам мужа, «ни тронуть, ни ворохнуть благополучно» была доставлена в больницу. В больнице около нее неотлучно дежурила сестра милосердия и две сиделки. Сердце все время работало превосходно, так что никаких экстренных мер принимать не было необходимости и в присутствии врача не было никакой нужды. В 8 часов утра я получил записку о состоянии больной и снова прописал ей лекарство. Как будто большего и требовать нельзя. Но в 10 часов утра, когда после бессонной ночи я только что задремал, родные больной «срочно» вызвали меня в больницу. Я хотел рассказать им о положении больной, о том, что опасности для жизни нет, но что она должна быть направлена в больницу для душевнобольных. Но брат больной поднял крик и скандал на всю больницу, стал грозить мне кулаками, обещая дать в «морду», обозвал меня и работников больницы «свиньями», которые «ничего не понимают». Больную, по моему совету, отвезли в соседнюю районную больницу, где ее, как и следовало ожидать, не положили, как душевнобольную. Тогда родные отвезли ее обратно, к себе домой.

Этот случай я привел подробно, чтобы указать в каких условиях нам, участковым врачам, приходится работать. Мало того, что ночью при 25-градусном морозе врач пешком пошел к больной — правда, всего за версту, но к больной, которой экстренная помощь не была нужна; мало того, что в больнице ей была оказана всевозможная помощь; мало того, что был дан единственно правильный совет, как и где лечить больную, — за все это врач получает вместо известной признательности, плевок в физиономию, плевок в душу. Да, именно в душу, так как для врача дорога не плата за труды, а признательность больного, сознание, что больной (или его родные) понимают, что врач не только по «обязанности» лечит больного, а и страдает вместе с ним, вкладывает в него кусок своей души. В каждой работе ценно сознание, что она кому-то нужна. И когда истерзанному бессонной ночью врачу кричат, что он «свинья» и «ничего не понимает», то у врача создается впечатление, что ни он сам, ни труд его — никому не нужны.

Что касается «невнимательного осмотра» то и тут жалобы, в огромном большинстве случаев, неосновательны. Ведь надо вспомнить, что сельскому врачу одному нередко приходится принимать до 150 человек больных в день. Много жалоб на зубную боль, стоимость лечения зубов невысокая, если есть хорошие специалисты дантисты, но в село их не заманишь, все по городам работают, поэтому проще удалять. Да и сами крестьяне не желают лечить зубы. В городе эта порция больных делится на 4-х врачей. Понятно, что при таком наплыве больных, приходится ограничиваться осмотром лишь того, на что сам больной жалуется. У нас в сельских больницах еще много, очень много недостатков, недочетов и недохватов. Их необходимо устранить, и постепенно они устраняются. Но чтобы совсем избавиться от недостатков нам, участковым врачам, нужна помощь самого крестьянства, нужно сознательное отношение со стороны крестьянства и к врачам и к больнице.

Часто наблюдаются случаи, когда крестьяне ругают больницу за то, что в ней» нет дров, освещения, воды и т. п. И потом ждут помощи откуда-то сверху от здравотдела, от ВИКа — чуть ли не из Москвы. Это не дело. Вместо того, чтобы ругаться, крестьяне должны были бы сговориться, как и чем помочь больнице, да не на словах, а на деле, хотя бы, к примеру, тем, чтобы привезти в больницу дрова. Ведь средств на уплату за доставку дров в сельских больницах большей частью нет. Только самодеятельностью крестьянских масс можно улучшить постановку лечебного дела в деревне. И опять приходится повторить, что «оздоровление трудящихся — дело самих трудящихся».

А. Юсупов. 1927 год

Один комментарий к “Свидетельства участкового врача (часть 2)”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.