Входящая в сознание информация иногда бывает настолько непонятной, что описание происходящего выглядит абсурдно. Начинаешь думать — может, за поллитрой сбегать, а то непонятно, как такое может быть.
В частности, далеко не каждый способен на трезвую голову уразуметь, почему Бог так жестоко обращался с евреями в доевангельскую эпоху Своих откровений; другие пытаются понять, почему Мухаммеда не посадили в тюрьму за педофилию после женитьбы на шестилетней Айше. Историки Христианства или Ислама отвечают — нужно учитывать уклад жизни, бытовавший в те времена у тех или иных народов.
Все логично, мы так и делаем, когда читаем следующее послание советских оленеводов к их шефам, рабочим порта, опубликованное в июне 1934 года в газете «Красный Тундровик».
Письмо шефам от колхозников ПНОК
Дорогие товарищи рабочие и служащие порта! Благодарим вас, что вы над нами шефство взяли и нам хотите помогать укрепить колхоз. И за то, что нам тов. Хамьянова прислали, который помогал нам работать и разъяснил, как лучше жить.
Вы писали нам, чтобы мы лучше провели отел и обеспечили 10 процентов прироста стада. Но у нас с отелом плохо вышло. Выкидышей много было. У нас отелилось 500 важенок, а телят утратилось 30 голов. Это в обобществленном стаде. В личном стаде отелилось 112 важенок, утрачено 9 телят.
Значит, с задачей сохранения молодняка мы не справились.
С уничтожением оводов мы неплохо справляемся. По плану за лето нам надо убить и выдавить 130 тысяч штук личинок и летающих оводов. На сегодня мы этот план выполнили на 20 процентов.
Мы приступили к прививкам. Произвели прививки 30 оленям для опыта. Отводов ни одного.
Оленеводы — люди простые и бесхитростные, все пишут прямо, как есть. Из этой заметки я понял следующее. Суровая жизнь оленеводов в тундре во времена индустриализации осложнялась еще и тем, что партия жестко регламентировала допустимые нормы потерь при отеле оленей (не более 10%), в личных стадах падеж был ниже 10%, что оленеводы должны были под отчет за летний период (не более двух месяцев пригодных для жизни мух условий в году на Севере) полторы сотни тысяч оводов/личинок уничтожить собственными руками (ловить и выдавливать).
В помощь оленеводам для наставлений о правильной жизни и работе был послан работник порта. Что там на самом деле происходило, понять трудно. Не написано и о том, что советовал оленеводам товарищ Хамьянов. А вы говорите — «кухарка правила государством»…
Один комментарий к “Суровые будни оленеводов второй пятилетки”