Страховая медицина в Германии | часть 1

Немец | 03.08.2003 16:39
****Себя от ничего страхуя, …
Страховая медицина в Германии — удачный пример построения коммунизма в отдельно взятой стране. Во всяком случае принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям» выполняется пока неуклонно. Система страховой медицины существует в Германии давно, первый кирпичик в этот образцовый коммунистический проект вложил Отто фон Бисмарк, разработавший принципы страховой системы и предложившей её рейхстагу для принятия. Через три года, в 1884г закон был принят. Его основные принципы: самоуправление страховых касс, обязательная медицинская страховка для всех работающих, ответственность работодателей за выплату страховых взносов сохранились в неизменном виде до сих пор. Понятно, что немцы с их неуёмной страстью зарегулировать и улучшить всё что можно и даже то, что не стоит, приписали с тех пор ещё много чего к принятому тогда закону. Тогда же образовалось множество медицинских касс, региональных и производственных, поскольку крупным предприятиям выгоднее было держать «больничные» деньги на своих счетах. Сегодня в стране действует около 150 больничных касс, конкурируя друг с другом. Правда стараются они конкурировать за тела и кошельки молодых, здоровых и хорошо зарабатывающих. Но и эта конкуренция так отрегулирована государством, что больше похожа на борьбу «нанайских мальчиков», чем на настоящую схватку.
Теперь глянем, как функционирует коммунизм. Как выясняется, классики коммунизма немножко ошибались. Коммунизм с деньгами процветает куда лучше, чем без них, особенно с большими деньгами. Суммарный бюджет больничных касс превышает годовой бюджет Германии почти в два раза. Поэтому как и полагается в бесплатной медицине, всё начинается с процесса оплаты. Работодатель и работник платят по закону ежемесячно в больничную кассу каждый свою половину. Отказаться от этого не могут ни первый, ни второй. Работнику принадлежит право свободного выбора кассы. Каждая из них устанавливает свой процент взноса от брутто зарплаты. В мою производственную, с весёлым названием «Мужик и Шмель», нужно например, с этого года платить 12,5%, а в среднем сейчас размер взноса колеблется около отметки в 14,4%. Сама касса находится где-то в другой земле, но я с ней не общаюсь. Что мне и не нужно. Карточку кассы с электронным чипом получил по почте, этого достаточно чтобы обратиться к любому врачу. Если появится необходимость, можно позвонить или отправить письмо по электронной почте. Но вот пожилые люди ценят возможность пойти проконсультироваться, попросить о чём-то лично сотрудника кассы и поэтому они по традиции являются членами региональных касс, которые здесь называются АОК. Взносы в АОК обычно выше, чем в производственные из-за большей численности персонала, разница в оказываемых же услугах между кассами маргинальна. Как и было предусмотрено теоретиками коммунизма, в спектр оплачиваемых кассой услуг входит всё. Даже если вы одновременно заболеете свинкой, чумой, проказой, лейкемией и при этом впадёте в кому на двадцать лет — касса будет исправно платить за лечение. Хочет она этого, или не хочет. Права отказать в лечении у неё нет. Есть ещё очень приятный побочный эффект. Вместе с работником страхуется и его неработающая(ий) супруг(а), и все дети, причём в полном объёме, без каких-либо оговорок и разумеется, без дополнительных взносов. В прошлом месяце жена отправила, а вернее написала направление неработающей молодой маме троих детей на курорт, посчитав что она устала от домашней работы. Касса согласилась с её рекомендацией и оплатила трёхнедельное пребывание мамы и детей на курорте, причём обслуживанием детей занимались разумеется, сотрудники курорта. Мама кстати, украинка, замужем за французом, а поселились они в Германии, на равноудалённом расстоянии от Франции и Украины.
Моя мать уже облегчила по моим подсчётам, минимум на миллион свою АОК, кучей своих тяжёлых болячек. В Германии ей вернули зрение, но зато отняли ноги, т.к. сосуды были полностью поражены тяжёлым диабетом. Много раз она уже побывала в реанимации и каждый раз её буквально вытаскивали с того света. Вначале она даже сопротивлялась, говоря что не хочет так жить, а теперь уже привыкла, стоически переносит все процедуры и радуется жизни. Ноги отнимали по частям, сначала одну, затем через несколько лет другую, после безуспешных попыток её сохранить, прошу прощения за натуралистические подробности, но это тоже важно для рассказа. После первой ампутации за счёт кассы её отправили на реабили
тацию в санаторий, где она получила протез, костыли, специальную тележку для ходьбы, инвалидную коляску. Там же месяц её учили этим пользоваться и готовили к жизни без ноги. Кроме того, больничная касса после врачебной аттестации, определившей процент инвалидности, начала доплачивать определённую сумму по инвалидности, с тем чтобы она могла платить за выполнение работы по дому, которую она теперь не в силах сделать сама. После второй ампутации, опять месяц в реабилитационном центре, где психологически и физически готовят к изменившимся условиям, кроме того касса предоставила ей ещё одну, более узкую коляску для дома, с тем чтобы она могла проезжать во все двери, оплатила переоборудование ванной и туалета, установила специальную кровать, увеличила доплату по инвалидности, поскольку мать не захотела идти в дом престарелых. По-моему — зря. Дома престарелых здесь похожи больше на элитные санатории, ну да ладно. Если бы она жила в двухуровневой квартире или своём доме, то касса бы оплатила и установку лестничного лифта. Всё вышеперечисленное входит в стандартный набор услуг, предоставляемый любой больничной кассой. Вероятно моя мать вошла во вкус и решила проверить, каковы границы терпения кассы, позволив ещё и своим почкам полностью отказаться от работы, под несерьёзным предлогом тяжёлого диабета. Уже второй год три раза в неделю, в семь утра к её дому подъезжает санитарная машина ордена Иоаннитов (во что выродился орден…), два дюжих молодца выкатывают её, грузят в машину и везут на диализ. После процедуры и специально подобранного завтрака, привозят домой. Обходится диализ примерно в 16 тыс. € в месяц. Касса платит… Со страхом жду, что ещё моя мамаша выдумает. Впрочем у жены есть пациент уже за семьдесят, фронтовик, у которого уже больше десяти лет удалены обе почки. Он всё ещё сам ездит на автомобиле из своей деревни на диализ за 40 км. Конечно приходится выполнять жёсткие требования по диете, но это не сильно мешает жить и радоваться жизни. Кстати, она сейчас у нас и постоянно отвлекает от написания. Приехала сама, вернее привезли. Инвалидам больничная касса даёт специальную книжечку, с помощью которой они могут заказывать транспорт. В год она бесплатно может сделать около пятидесяти поездок на расстояние примерно пятьдесят километров к врачам, друзьям, внукам, разумеется бесплатно. Нужно только позвонить и появятся два молодца, не всегда одинаковых с лица… Ладно, бравурный марш коммунизму сыгран, теперь о тёмных пятнах на его светлом лике. То, что коммунизм в отдельно взятой стране и отдельной сфере услуг можно построить, немцы доказали. Но вот доказать, что коммунизм можно поддерживать в жизнеспособном состоянии сколько угодно долго и при любых обстоятельствах не получается.
Понятно, что такой объём услуг кассы предоставляли не сразу. Но некоторая видимость конкуренции, обещания политиков, хотя бы часть которых надо выполнять и просто чудовищное богатство, свалившееся на страну в годы экономического чуда, позволили поднять медицину в Германии на высочайший уровень. Экономическое чудо увы, в прошлом. Население, увлечённое просмотром телепередач, зарабатыванием и тратой денег, категорически не хочет размножаться, количество старых и очень старых растёт прямопропорционально убыванию молодёжи из общества. Знаменитый бассейн с двумя трубами мелеет, потому что вливания по одной трубе уже отстают от выливания через другую, т.е. расходы больничных касс второй год превышают их доходы и накопленные в «золотые годы» запасы тают. Впрочем политики предвидели это и раньше, и потихоньку начали урезать пирог. Ввели доплату за нахождение в больнице, но только за питание, 10€ в день, но не более 15 в году, т.е. если кто-то находится в больнице больше — остальное бесплатно. Хотя это конечно не компенсирует всей стоимости еды, в ресторане за это же самое пришлось бы платить раза в три больше. Этим немножко, право слово самую малость, умерили пыл хитрых родственников, которые уезжая куда-нибудь на пару дней или недель в отпуск, привозили стариков в больницу, вот бабушка плохо себя чувствует, полечите пожалуйста… Это потому, что больничная касса оплачивает пребывание в доме престарелых на время отпуска опекунов только 14 дней в году. А хочется-то больше, вот тут и больничка как раз пригодится. А бабушки, дедушки подыгрывают деткам в желании отдохнуть, постанывая и поохивая в присутствии принимающего врача.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.