Если не прибегать к конспирологическим построениям, не притягивать руку «Запада» к современной ситуации в Киргизии, а просто подумать, почему все народы Средней Азии пошли «в ногу», но лишь киргизы никак не могут переделить у себя сферы влияния, то полезным будет почитать кое-что из истории этого народа.
Ведь, обратите внимание, в европейской части бывшего СССР относительно успешно прививаются заново рыночные рычаги экономики, с каждым годом все удобнее становится климат для ведения бизнеса, упрощаются регистрация фирм, действует институт юридической поддержки предпринимательства. То же самое происходит и в странах Закавказья и некоторых среднеазиатских государствах. Но только Киргизию уже седьмой год постоянно лихорадит.
Некоторые экономисты и политологи сетуют на неправильную национальную политику, проводимую в отношении среднеазиатских народов в ХХ веке коммунистами. Но так ли все радужно было в отношениях киргизов с русскими еще в те времена, когда с середины XIX началась «мягкая» колонизация Средней Азии Российской империей. Сегодня мы начнем публиковать материалы по этому вопросу из газет конца позапрошлого века. И начнем с отрывка из статьи газеты «Новости» 1882 года.
«С некоторого времени появился вопрос о необходимости, заселения киргизских степей русским населением. На эту тему мы встречаем заметку, появившуюся на днях в газете «Новости». Вот как передает газета сущность проекта и мотивы, заставившие его появиться па свет. «Местная администрация убедилась, что долговременное пребывание киргизов в русском подданстве по настоящее время весьма мало служило, к сближению их с русской, народностью, не распространило между ними почти никакого понимания. гражданственности и не способствовало обеспечению торгового движения в их степях.
Это вызывалось воспрещением русским селиться в степях иначе, как при уездных управлениях в городах и в городских поселениях. Если внутри степей и было устроено несколько казачьих станиц, то, при своей малочисленности и разбросанности, они не могли ни оказывать цивилизующего. влияния на. кочевников, ни обеспечивать собою степных сообщений. Напротив, казаки сами заимствовали некоторые киргизские обычаи и поголовно стали говорить по-киргизски, вместо того, чтобы учить русской речи киргизов.
Вследствие этого, киргизы продолжают представлять чуждое России племя, а торговое движение, направляясь к степным городам или к китайской границе, не встречает в киргизском кочевье ни постоялых дворов для приюта в непогоду, ни кузниц для поправки телег. В свою очередь почтовые станции, одиноко стоящие на пустынных степных трактах, легко могут подвергаться пожарам и грабежам или, как опыт показал, даже сами превращаться в притоны воровства и разбоя. При всем том едва возник вопрос о водворении русских крестьян посреди киргизского кочевья, как местные власти, опасаясь усложнить свои обязанности надзором за переселенцами, заявили, что крестьянское хозяйство стеснит пастушеский быть киргизов и не принесет никакой пользы.
Между тем, при большом числе пустопорожних степных угодий, русские селения, расположенные систематически, не только не стесняли бы киргизов или не обременяли бы собой администрацию, но доставляли бы киргизам возможность покупать для пополнения своего продовольствия хлеб вблизи от своих стойбищ и облегчали бы торговое движение. В этих именно видах, насколько нам известно, постепенное заселение степей русскими крестьянами было внесено в особый проект, выработанный местными властями.»
Много позже Столыпин попытается заняться решением вопроса новой колонизации Киргизии через массовое переселения крестьян, но не успеет провести эту программу из-за своей трагической смерти от рук боевиков.
Один комментарий к “Стеснительные колонизаторы или ленивые чиновники?”