Сейчас, если скажешь ребенку ключевое слово «конструктор», он сразу представит себе лего, а в СССР никаких лего не продавали. Вернее, было нечто примитивное для детей детсадовского возраста, чтобы мелкую моторики развивать, но это были соединяющиеся пластмассовые однообразные прямоугольнички и квадраты, только что разных цветов. А вот для школьников зато продавали вот такие конструкторы из стальных деталей.
И, в зависимости от полноты набора, там было полное счастье и раздолье — можно было мастерить хоть дома целые, если набор большой. Правда, стоили они по советским меркам не очень дешево, поэтому у средних детей работяг и служащих были наборы средних размеров.
Из такого набора можно было смастерить пару приличных роботов с тремя-четырьмя предметами, которые они будут держать в руках. Когда мы с друзьями подросли, то солдатиков забросили, а соревновались, у кого получится более навороченный робот. Бывало, так фантазия разыграется, что не заметишь, как исчерпаешь все детальки в конструкторе.
Но круче всего было собирать что-нибудь серьезное у крупное, если собраться у кого-то дома со всеми конструкторами и скооперироваться заранее договорившись, что будем конструировать. Мы с моим школьным другом Костей любили автомобильные темы мастерить — к примеру, автомастерская, в ней подъемничек, пара машинок небольших еще получалась из остатков деталей. Конечно, авторемонтниками никто из нас не стал, когда повзрослели, но руки на работу «заточили», оба выросли мастеровитыми.
Не думаю, что современные лего так развивают навыки к труду, как те советские конструкторы — там надо было ключами гаечными орудовать, некоторые гайки попадались с браком на резьбе, приходилось закручивать с усилием. Вот такие дела.