«Вам не спится в вашем огромном загородном доме? Вы ворочаетесь ночи напролет и думаете о вероятности ядерного удара русских? О! И ваша жена в таком же нервном состоянии? Я помогу вам вернуть сон, я помогу вам спать спокойно, даже если вокруг вас весь мир перевернется вверх тормашками — когда вы проснетесь, вы будете живым, здоровым, и вы точно будете знать, что произошло на планете, пока вы спали сном младенца!»
Такими словами рекламировал в США свое изобретение в 1950-м году отставной полковник Элиот Уайт. Но сначала небольшой экскурс в историю первых лет «холодной войны». Военно-политическое противостояние СССР и США произошло из-за того, что, по мнению США и Британии, Советы слишком нагло подмяли под свой идеологический и экономический диктат половину Европы после окончания Второй мировой войны. Президент Гарри Трумен решил напугать Сталина, сбросив на Японию две мощнейших атомных бомбы в 1945 году. В ответ на это уже к концу сороковых годов под непосредственным контролем Лаврентии Берия в Советском Союзе также появилось свое ядерное оружие.
Как бы не парадоксально это звучало, но в целом паритетное продвижение в этой сфере вооружений привело к тому, что даже во времена обострения геополитической конфронтации в мире обе ядерные державы вынуждены были сдерживать агрессивность, не доводя конфликт до прямого военного столкновения. Но так было в большой политике, а на обывательском уровне угроза взаимного нападения весьма успешно использовалась для продвижения абсолютно иных целей в каждом из государств. И если в СССР пугали американской ядерной угрозой для того, чтобы советский народ побольше трудился за маленькие зарплаты и не ворчал по поводу дефицита товаров и продуктов (а также жилья, социального обслуживания), то в США поддерживаемый СМИ в сознании населения страх перед войной использовали гораздо шире и более практично, с точки зрения продвижения товаров и услуг.
Если бы в США начала пятидесятых прилетел советский человек, то увидел, что все население Америки усиленно готовится к началу атомной войны, хотя это было бы ошибочное представление. Просто большое количество ТНП в те годы рекламировалось именно в контексте надежности в случае нападения русских на США. Дома-бункеры, автономные системы электроснабжения, бытовая техника, работающая от аккумуляторов или за счет ручного привода, вечные не требующие профилактики и чистки кондиционеры, посуда и предметы быта из «отталкивающих радиацию» материалов — словом, любой сектор товаров для населения в рекламе подавался через призму высокой надежности на случай военных катаклизмов.
Но эта кровать стала апофеозом рекламной истерии, основанной на ядерной угрозе. По сути это кровать, разделенная перегородкой на две части, и окруженная со всех сторон приборами наблюдения за происходящим за пределами дома-бункера — радио-телевизионная аппаратура, показатели давления и температуры, и даже гироскопы (если в результате взрыва бетонный бункер сместится под землей). Недаром за такую кровать отставной полковник хотел $3500 — по сегодняшней покупательской способности доллара равносильно $50000! Но, видимо, из-за цены эта конструкция, больше похожая на двойной гробик так и не стала бестселлером в США. Тем более, что большинство населения все же уповало не на собственные бомбоубежища, а на специальные центральные, оборудованные министерством обороны США. Прежде всего, потому, что от самих потребителей такие бункеры не требовали никаких финансовых вложений.
Да и никто не знал, нападут ли Советы, как пугала этим пропаганда, или все это блеф. Англосаксы — народ весьма практичный и прижимистый, между прочим. Вот такие дела…