Российская революционная история Первомая (часть 1)

Жертвы первомайских волнений 1886 года в Чикаго (США).

Уже на первом конгрессе II Интернационала, когда он держал еще в руках красное революционное знамя, было решено установить в день 1 мая ежегодный праздник пролетариата. В этот день «назначается великая международная манифестация, — так говорилось в резолюции конгресса — чтобы разом во всех странах и всех городах в один установленный день трудящиеся предъявили общественным властям требования ограничения законом рабочего дан до 8 часов, а также выполнения всех других постановлений международного конгресса в Париже».

В это время развитие капитализма в России сделало большие шаги, и у нас в 1887 году насчитывалось уже 1.536.125 фабрично-заводских рабочих. Через 10 лет число их выросло до 2.512.414. Таким образом, капиталистическое производство и эксплуатация, несмотря на все попытки со стороны народников опровергать это, стали фактом. Вместе с тем возникло и рабочее движение в форме «волнений», «бунтов», забастовок.

Кто посещал курсы английского языка в киеве, тот знает точно, что история празднования Первомая началась вовсе не в США в 1886 году. По какому-то странному стечению обстоятельств забастовка в Чикаго совпала с этим днем, который еще три тысячи лет в древнем Риме праздновался, как день плодородия и земледелия.

Наше рабочее движение имело особенность, отличавшую его от западно-европейского: только возникнув, оно имело руководящие политические организации и почти не отделяло своей экономической борьбы от борьбы политической. Поэтому, когда было принято решение II Интернационала о празднования 1 мая, то, несмотря на жесточайшие политические условия, уже в 1890 году вместе со всем западно-европейским пролетариатом этот праздник был отмечен и у нас. В Варшаве в этот день бастовало от 10.000 до 20.000 рабочих. Одновременно с этим распространялись листовки, прокламации, в которых основным лозунгом был 8-часовой рабочий день.

По сведениям департамента полиции, и в Петербурге в этом же году среди рабочих распространялось нелегально воззвание по поводу празднования 1 мая. Эта были первые шаги рабочего класса в его борьбе против царского самодержавия и буржуазии. В последующие годы празднование 1 мая начало проводиться я в других городах, помимо Варшавы: в Лодзи бастовало 3.000 человек, в Жирардове, где расположены крупные текстильные предприятия, — 9.000 человек. А в Петербурге социал-демократический кружок Бруснева организовал на окраине собрание в 200 человек, на котором выступали четверо рабочих.

С 1895 года начала праздновать 1 мая и рабочая Москва. В этот день 250 рабочих, представлявших 30 фабрик и заводов, собрались на маевку в Перово. Эта первая маевка встречена била очень сочувственно московскими рабочими. В Западном крае с 1894 года начали создаваться первые рабочие организации — зародыши будущих профессиональных союзов — боевые стачечные кассы. Они пользовались большим успехом. Благодаря этому кассы с успехом провели ряд стачек за улучшение условий труда своих членов.

Д. Маневич.
«Труд», 1 мая 1928 года.

Один комментарий к “Российская революционная история Первомая (часть 1)”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.