Реклама с монархическим уклоном в большевицкой России

Реклама немецких фотоматериалов фирмы Сатрап в СССР. 1926 год

Во времена позднего социализма в СССР (я успел пожить с 1961 по 91 гг), трудно было себе представить рекламу каких-либо товаров с такими названиями, как «монарх», «царь», «империя» и т.п. Еще могли профиль Нефертити из древнеегипетского эпоса на какой-нибудь крем влепить и продавали в очень крупных гастрономах коньяк «Наполеон». О русском царизме никаких упоминаний, кроме критических в книгах по истории или соответствующих журналах.

Мы тогда думали, основываясь на фильмах, в которых большевики мужественно искореняли монархистов и прочую контру, что в ранний период Советской власти все было еще жоще. Но, вот листаю советский журнал по фотографии за 1926 год и вижу рекламу фотоматериалов немецкого (читай, капиталистического) производства, да еще с таким провокационным названием «Сатрап».

Более того, судя по широте дилерских полномочий (следует из набора предложений в рекламе) наших филиалов, Совкино чуть ли не на паях была с немецкой химической фабрикой. И главное в другом — в те времена, когда в стране правили еще те самые ленинские непримиримые большевики, к подобным «контрреволюционным» намекам в рекламе товаров относились вполне лояльно. Видимо, неглупые были люди и исповедовали принцип — «неважно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей».

Теперь понятно, почему в СССР в годы первых пятилеток так стремительно и мощно развивалась профессиональная фото школа (которой до сих пор восхищаются во всем мире) — были в свободной продаже качественные импортные фотоматериалы. И они поставлялись с избытком, раз тратились на рекламу в журналах, чтобы простимулировать спрос.

В семидесятых годах нам в свободной продаже были доступны только ч/б пленка «Тасма» (отвратительного качества) и «Свема» (чуть получше) — обе стоили в пределах 35 копеек за ролик. Была еще «Свема» цветная (негатив — 1 руб. 50 коп., слайд — 2 руб. 10 коп.) с поганой цветопередачей. Если в «Кинолюбителе» появлялась пленка из ГДР “ORWO” (негатив — 2 руб. 40 коп., слайд — 3 руб. 50 коп.) с цветопередачей немного лучшей, чем наши, их «сметали» моментально фотолюбители.

Сейчас, когда эти проблемы давно ушли в историю, когда торгующие фирмы соревнуются в цене, чтобы продать тебе любое фотооборудование мировых брендовых производителей, непонятна хозяйственная политика КПСС. Возьмем те же окна пластиковые сейчас. Замена стеклопакетов большинством компаний осуществляется бесплатно или со скидками по гарантии, пожалуйста — лишь бы ты заказал у них установку пластиковых окон.

Так что стоило советским правителям просто разрешить тем же японцам на наш рынок свои фотоматериалы в любом количестве. Так они бы за это еще и прибылью с нами делились. Пусть бы эта пленка в магазине стоила 10 рублей, все равно бы ее покупали — потому что аналогов по качеству наши фабрики даже приблизительно не производили.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.