Неосуществленный проект освобождения от автомобилей

Неосуществленный проект освобождения от автомобилей. США, 1957 год.

Как это нередко бывает в истории технического развития человечества, там, где реализовать проект можно, там нет в нем необходимости; а там, где потребность назрела — реализация невыполнима. Вот так произошло и с проектом сооружения в крупных городах США самодвижущихся лент для пешеходов.

К середине пятидесятых годов мощный экономический подъем в США привел к резкому увеличению продаж легковых автомобилей. Американцы в те времена ценили крупные и мощные кары с размашистыми формами кузова. И к середине пятидесятых годов мэрии крупных городов всерьез начали рассматривать проекты по ограничению автомобильного трафика за счет создания новых форм общественного транспорта.

Неосуществленный проект освобождения от автомобилей. США, 1957 год. Одним из таких проектов было строительство многометровых самодвижущихся ленточных поездов, на которых планировали размещение кабинок для пешеходов. Такие ленты предполагали устанавливать в торговых кварталах городов. Для удобства и безопасности граждан рассчитали, что наиболее оптимальная скорость такого транспорта должна быть около 7 миль в час. Это равно скорости очень быстро идущего человека. Таким образом предполагалось сделать эти ленты привлекательными для горожан — она позволяла перемещаться быстрее, чем обычным прогулочным шагом, была безопасна, снижала толчею на тротуарах и, самое главное — позволяла разгрузить центры городов от автомобильного трафика.

В некоторых местах уже существовали небольшие самодвижущиеся тротуары, но они устанавливались лишь на крутых подъемах и технически были обычными эскалаторными лентами (ни присесть, ни от дождя укрыться). Проблемы, которые помешали осуществить такие полномасштабные проекты заключались в двух нюансах. Наиболее быстрорастущие по получаемым прибылям строительные и автомобильные концерны не были заинтересованы в том, чтобы инвестировать в подобный общественный транспорт свои средства. Муниципалитеты не имели достаточно средств для финансирования проектов. Даже при том, что с горожан предполагалось взимать плату за пользование этими лентами, максимально возможная стоимость едва покрывала бы расходы на эксплуатацию в летнее время. Зимой во многих штатах США эксплуатация этого вида транспорта стоила бы еще дороже. Это отпугивало от инвестирования владельцев магазинов, поскольку торговый бум в США обычно приходится не на летние, а на зимние месяцы.

Парадоксально, но именно в СССР такие проекты могли быть реально осуществимыми, поскольку у нас все делалось по принципу — как партия приказала, так и будет. Но в крупных советских городах не было проблемы перегрузки автомобильным транспортом, поскольку личный автомобиль в те времена для советского гражданина был не просто роскошью, а недостижимой роскошью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.