О том, что происходило в голове Сталина судить очень трудно в оценке мотивов тех или иных поступков вождя, поскольку он был человеком очень скрытным и потому все свидетельства тех, кто со Сталиным общался, на мой взгляд, нужно делить, как минимум, на три. Но было много косвенных признаков, в том числе, выраженных в бытовой моде элиты и форме официальной пропаганды.
Приведу примеры. Перед Второй мировой войной в прессе практически невозможно было встретить картинки из жизни политической и хозяйственной элиты. Вернее, они были, но все в контексте выполнения своего государственного или партийного долга.
Изображения комсомольцев или пионеров также публиковались по форме и содержанию в стиле американской бой скаутской пропаганды — поджарые тела и лица, сосредоточенность и нацеленность во взгляде. Страна была в состоянии скрытой тотальной мобилизации, СССР готовился к войне, в неизбежности которой уже никто не сомневался.
А вот после победы, едва центральные города и сама столица залечили архитектурные и хозяйственные раны руками военнопленных гитлеровцев, началась эпоха осознания величайшей имперской победы СССР. Сталин не только восстановил империю в границах до 1917 года, но и расширил ее за счет контролируемых стран Европы.
Пионеров, независимо от пола изображают уже не скаутами, а детьми патрициев — розовощекими, упитанными с женоподобными лицами, независимо от пола. В моде имперской элиты наступила эпоха классицизма. Империя СССР начала свое шествие в истории под управлением коммунистов, и это отражалось на жизни страны.
Внешне вырадалось это тоже классически для империй — богатая, сытая и вальяжная Москва, в которую все стремятся, и уже начинающаяся с окраин вся остальная барачная страна, в которой проживали в бедности и убогости все те «веселые» и не очень солдаты, которые ценой своих ног, рук остались в живых после ужасной бойни, в результате которой укрепилась империя.
Интересно, спасибо
А что скажете о третьем признаке? Есть ли он?