Предыдущий материал читайте здесь.
Из ранних славянских представителей «духовых язычковых» известны всевозможные скоморошье-пастушьи «сопелки» (от правильного поэтичного названия «сопель»!) и «жалейки». По сути это были «дудочки с дырочками», в основании своем имевшие мундштук с язычком.
Между тем развитие духовых инструментов в сочетании всё с тем же «экономическим» стремлением людей переложить обязанности «компрессора» с исполнителя на некий внешний источник воздуха привело к появлению органа. Первые органы современной конструкции появились в Европе уже в четвертом веке нашей эры, наибольшее распространение получили в четырнадцатом. Воздух в эти громоздкие агрегаты нагнетался мехами.
Технологически идея механического искусственного нагнетания воздуха использовалась людьми давно, но только в кузнечном процессе или обжиге гончарных изделий. При этом подаваемый воздух вблизи огня нагревался, и наддув попутно играл роль теплового насоса, хотя намеренно такие устройства в средние века, да и позднее до конца XIX века еще никто не производил. Принудительный наддув теплого воздуха для обогрева именно людей в те времена считалось расточительной роскошью.
С точки зрения технических инноваций, предшествующих появлению гармони, примечателен и «интерфейс» этих инструментов: механизмы, распределяющие воздушные потоки, оказались в недрах органа, а органы управления ими (клавиши) вынесены на отдельный пульт перед музыкантом. Впервые за всю историю музыкальных инструментов исполнитель оказался в положении «пользователя», который может себе позволить не иметь ни малейшего представления о том, какие «закулисные» действия вызывает «нажатие кнопок», и довольствоваться видимым (в нашем случае — слышимым) результатом.
А дальше людям оставалось только сложить «два и два», то есть совместить достоинства органа (меха как самонаполняющегося воздушного резервуара и «дистанционное» управление клапанами) с достоинствами язычковых духовых инструментов (простота, компактность и экономичность потребления воздуха, обусловленная особенностями извлечения звука, плюс демократичность, то есть доступность для непрофессиональных музыкантов).
Так звучит орган Домского собора в Риге.
Читайте дальше.
Константин Андреев.
Появление первых органов: 2 комментария