Предыдущий материал читайте здесь.
«Bond-street» можно перевести как «улица Почтовая». (Одно из значений слова «bond» — связь.) Вторая половина названия «Тверская-Ямская» происходит от слова «ямщик», а вот «ямщик» (тюркское «ям-чи») — ни что иное как «связист, проводник». Так что «Ямская» — тоже, в общем-то, «Почтовая». Впрочем, давайте по порядку.
Первые упоминания о регулярном обмене стратегически важной информацией на Руси при помощи гонцов относится к девятому веку. Далее «почта» долгое время развивалась на наших землях ни шатко, ни валко — всё та же раздробленность препятствовала созданию сети единого формата.
Появлению почти современной почтовой связи мы обязаны «диким» татаро-монголам, которые вместе с игом принесли и свою модель доставки грузов и информации. Называлась она «ямская гоньба». «Гоньба» — это, видимо, «служба», «сообщение», «эстафета». А слово «ямская» произошло от слова «ям» — дорога. Ну, и, соответственно, ямщик — это наемный специалист, занимающийся доставкой людей, грузов и корреспонденции по маршрутам, охваченным сетью «ямов».
Активно развиваться и совершенствоваться ямская гоньба начала в XV веке, уже после исхода с российских земель татаро-монгольского войска. С началом активного посещения Руси представителями европейских стран тюркское слово «гоньба» постепенно уступило место слову «post», быстренько переиначенное в привычное теперь «почта», а вот «ямская», «ямщик» прижились и воспринимаются теперь как нечто исконно славянское. Долгое время ямская почта, как и везде в то время, обслуживала исключительно госаппарат.
Лишь в середине XVII века под руководством крупного государственного деятеля Афанасия Лаврентьевича Ордын-Нащокина была создана регулярная почтовая служба для доставки частной корреспонденции. Именно по его указанию, в частности, «государственных» ямщиков одели в форменные суконные кафтаны зеленого цвета с нашитыми на них орлами из красного сукна а называть стали «почтарями». Через левое плечо ямщик-почтарь надевал почтовый рожок. Несколько позже появилась нагрудная медаль-бляха с «двоеглавым орлом».
Расширение Российской империи на восток и северо-восток в края с суровыми климатическими условиями значительно опережало развитие дорожной сети. В то время не существовало таких надежных гидроизоляционных материалов, как современный полиэтилен высокой плотности, поэтому очень часто важная корреспонденция промокала и важные текстовые государственные послания становились нечитаемыми. Хранение почтовой корреспонденции осуществлялось без должного внимания, металлические двери не стали ещё привычным атрибутом государственного заведения, а тяжёлые дубовые двери несмотря на значительный вид не всегда могли спасти отправления от татя. Без вины виноватые почтари в этих ситуациях становились «козлами отпущения», что приводило нередко к тому, что многие почтовые ямщики подавались в бега, если не могли доставить важные послания в сохранности.
Читайте дальше.
Константин Андреев.
Первые российские почтовые ямщики: 3 комментария