Про Одессу много ходит легенд и еще больше анекдотов, но мало кто может что-то сказать о истории технического оснащения этого города. А, между прочим, уже к началу ХХ века в Одессе был построен и отлично работал первый в России электрический фуникулер.
Причем, он настолько грамотно был спроектирован, что конструкция даже позволяла экономить потребляемую вагончиками электроэнергию. Секрет был прост — вагонов было два вместительностью по 35 человек, и они двигались на противоходе. Руководил строительством фуникулера инженер В. Раковский.
Когда один вагончик спускался вниз, второй поднимался вверх, при этом спускавшийся «помогал» работающим электродвигателям, чем достигалась экономия электроэнергии. Сами вагончики были изготовлены в Париже. Общая длинна фуникулера составляла 100 метров и была хорошим подспорьем не только отдыхающим, но и местным жителям, которые по делам спешили через Приморский бульвар в порт с товарами.
Естественно, это был исключительно пассажирский транспорт, и крупные предметы продолжали перевозить на ломовых извозчиках, а с небольшим багажом такой транспорт был вполне удобным подспорьем. За все время эксплуатации работа фуникулера останавливалась лишь дважды — в Первую Мировую и гражданскую войны (до 1919 года) и во время Великой Отечественной (до 1947 года). Окончательно фуникулер был демонтирован в 1969 году, и на его месте построили эскалатор, такой же, как был в Москве у метро «Ленинские горы».