Введение на территории РФ запрета на продажу ламп мощностью от 100 ватт и выше уже вызвало определенный резонанс в обществе, больше негативный. При этом почему-то противники этого запрета говорят о том, что государство лишает малоимущих пенсионеров недорогих ламп, принуждая их приобретать дорогостоящие энергосберегающие. Во-первых, покажите мне малоимущего пенсионера, который покупает лампочки мощнее 60 ватт, дело в том, что пенсионер, прежде всего, экономит на количестве оплачиваемой им потребленной энергии и потому давно не приобретает мощных ламп.
Во-вторых, давайте на пальцах разберем, отталкиваясь от основных параметров искусственного освещения, что нам выгодно здесь и сейчас непосредственно, и какие выгоды мы хотим иметь опосредованно в перспективе. И начнем с того, за что мы платим по счетчику.
А платим мы за количество потребленной мощности, которая измеряется в ваттах, и именно по этой причине все электроприборы содержат указание потребляемой ими мощности — ватт в час. Физически ватт определяется, как количество джоулей за секунду. Вторым важным показателем, о котором многие не думают, является напряжение, измеряемое в вольтах. В ЕС и СНГ напряжение в сети составляет около 220 вольт, условно можно напряжение сравнить с напором воды в трубе — чем выше напряжение, тем сильнее напор.
Создаваемая напряжением мощность в электрической сети позволяет работать электроприборам, обогревать жилище, готовить еду, освещать дом. И с этого момента внесем еще одно определение, которое тоже напрямую влияет на наш комфорт — освещенность, измеряемая в люменах. Это понятие можно сравнить с понятием сладости сахара — раньше сахар стоил столько-то, но был слаще, на чашку чая хватало двух кусков, сейчас стоит дороже, но не такой уже сладкий, требуется класть уже по четыре куска. Так вот — сладость сахара это освещенность, создаваемая лампой, а стоимость сахара — это стоимость электроэнергии в рублях за киловатт.
Вопрос — если бы вам предложили сахар, который будет таким же сладким, но стоить при этом в три раза дешевле, что выберете? Стоп, стоп! — скажете вы, — нас не проведешь на сахаре, помимо освещенности и оплаты за электроэнергию еще нужно и за саму лампу платить дороже. А насколько дороже? Качественная импортная долгоработающая обычная стоватная лампа сегодня стоит от 100 рублей. А если вы покупаете лампочку за 30 рублей, вам таких за год приходится три-четыре поменять. Новые энергосберегающие лампы имеют гарантированный срок работы не менее трех лет, но экономят потребляемую мощность почти втрое. Скалькулируйте, сколько это сэкономит в семейном бюджете за три года — несоразмеримо со стоимостью лампы — 350 рублей за штуку.
Это выгода прямая здесь и сейчас, а есть еще и выгода опосредованная. Вы хотите, чтобы в вашем микрорайоне в шаговой доступности от дома построили современный торгово-развлекательный комплекс, в котором будут кинотеатр, кафе и рестораны, бассейн и крытый ледовый каток, много торговых точек и СПА-салоны? Знаете, построить нетрудно — трудно найти свободные мощности электроэнергии, чтобы в нем все работало без сбоев. Это проблема почти всех современных новостроек, это проблема расширения сети нормальных крупных центров досуга. Или вы хотите, чтобы проблему увеличения энергомощностей решали за счет дополнительного строительства электростанций в каждом районе Москвы? Нет, не обязательно АЭС, вам и ТЭС хватит, чтобы начать возмущаться загрязнением атмосферы.
Вот так и получается, что прогресс быстрее приходит в те места, где люди не цепляются за старые технологии, энергозатратные, обременяющие ваши же кошельки. А так, каждый решает сам, чем ему освещать жилище — насколько известно из истории, люди и от керосиновых ламп долго отвыкали, все боялись, что бесы в лампочках сидят.
Кстати, именно 20 января 1770 года родился Андре Мари Ампер.
Насчёт гарантированного срока я бы немного менее точно писал: не все лампочки выдерживают скачки напряжения. У меня из 8, что ли, лампочек три уже лежат в тумбочке: накрылись. Сроки службы их были около полугода. И это хорошие лампочки были. Но — не выдержали.