Предыдущий материал читайте здесь.
Справедливости ради следует заметить, что со второй половины девятнадцатого века гармошка действительно получила в народе самое широкое распространение, завоевала популярность, снискала любовь. Именно из-за неё, между прочим, резко сдала свои позиции балалайка. Ну а дальше гармонь всерьёз и надолго вошла в быт россиян — на добрых 70-80 лет, вплоть до повсеместного распространения и вхождения в моду вначале гитар, а затем звуковоспроизводящих электрических устройств.
Гармонист был «первым парнем на деревне» и ключевой фигурой любого застолья, и не только в России, но среди северных славян, в Малороссии и западнее. Гармонь, как и баян или аккордеон, являются модификациями одного и того же инструмента. Правда, сегодня электронные технологии постепенно вытесняют натуральные духовые-язычковые инструменты из быта. Куда проще ноутбук купить и к нему музыкальную клавиатуру, чем найти настоящую малорусскую гармонь киевских мастеров. Но это уже совсем другая история! Гармошка пришла к нам довольно поздно и — да, прижилась, но едва ли это дает право считать её исконно русским, да еще народным инструментом.
Как видим, ещё в середине семнадцатого века нет упоминаний и о второй фигуре псевдонародного лубка — балалайке. Первые свидетельства о ней относятся лишь ко второй половине этого века, причем исконно народным инструментом она так и не стала. Ее популярность на Руси можно назвать «мерцающей», поскольку в качестве «подручного музыкального средства» она то появлялось, то исчезала, то появлялась вновь, то попадала под запрет.
Зенит русского «балалаянья» («балалайства»?) пришёлся на восемнадцатый век, а затем этот инструмент понемногу начали забывать. И не исключено, что забыли бы совсем, если бы не труды знатока народных инструментов, помещика Василия Андреева. По преданию он совершенно случайно услышал игру дворового мужика и настолько проникся этой музыкой, что остаток жизни посвятил возрождению и популяризации балалайки, правда, произведя предварительный её апгрейд и глубогий рестайлинг.
Трио из балалаечников и гармониста исполняет Страдания.
Константин Андреев.