Лично я не являюсь сторонником версии о том, что большевизм был верной идеологии в борьбе с тем неравенством в России, которое возникло из-за неравенства имущественного, но я не верю тем, кто пытается рисовать дореволюционное прошлое российского народа в лубочно-ярмарочном контексте. Это неравенство не просто существовало, оно проявлялось даже в таких критических ситуациях, требующих проявления милосердия от православного народа, как стихийные бедствия.
И для примера процитирую еще одно наблюдения общественного деятеля конца XIX века Н. М. Ядринцева из опубликованном им очерке в газете «Восточное Обозрение» за 1882 год. Речь идет о том, как распределялись пожертвования при выплате компенсаций пострадавшим в результате пожара в Омске.
«Эта самодеятельность выражалась, во-первых, усиленным притоком пожертвований в пользу погорельцев, и, во-вторых, основанием вольного пожарного общества. Прием пожертвований и раздача их сосредоточились в двух пунктах: в комитете для погорельцев при городской управе и в редакции «Сибирской Газеты». В распоряжение первого поступали тысячи, в распоряжение второй десятки рублей. Разумеется, было бы удобнее сосредоточить прием или по крайней мере раздачу пособий в одном месте, что до последнего пожара и практиковалось, но с этого времени редакция «Сибирской Газеты» решила сама раздавать поступавшие к ней деньги, мотивировав это следующими, не лишенными интереса, соображениями. Комитет, раздавая пособия, руководствуется не тем, насколько кто пострадал; а тем, насколько кто был богат или беден; если бедняк терял последний кусок во время пожара, то он не заслуживал помощи, ибо был беден и всегда таким останется. Потерявшие дома и богатство, наоборот, пользовались особенным расположением комитета. Бедняки же изгонялись с позором и насмешками как из управы, так и из полиции. На этом основании редакция газеты сама стала раздавать пособия беднякам, тем более еще, что комитету для справок требовался какой-то неопределенно продолжительный срок. Из наиболее крупных пожертвований необходимо упомянуть о следующих: от кяхтинского купца Немчинова (сына) 25,000 р., 3,000 рогож и 10 ящиков кирпичного чаю, от Цибульского (томского городского головы) 5,000 руб., Королевых 2,000 руб.—Затем следует много мелких пожертвований рублями и копейками, мукой и печеным хлебом и проч.,…»
Очень интересное наблюдение, особенно в свете сегодняшнего ропота при получении компенсаций пострадавшим от стихийных бедствий, мол, почему так мало выплачивают. Зато выплачивают всем без чинов и имущественного ценза, пострадал — получи. А на что потратишь это твое дело. Кому-то требуется срочный ремонт холодильников и прочей бытовой техники, пострадавшей от затопления, кому-то ремонт в квартире, кому-то — и так далее.
Просто я задумался над тем, что стихийное бедствие это итак убыток огромный, плюс выплата пострадавшим, плюс затраты на восстановления. И без взаимного согласия, без терпения к этому еще накладывается и моральный ущерб, такой как озлобление. Дальше мы еще будем рассматривать историю того, на чем базировалось образование первых партийных ячеек РСДРП в сибирских городах.