Дальнейшие меры по улучшению колодца заключались в том, что сами граждане собственными силами обязывались исправлять из недостатков своих колодцев. Сельчане сами очищали землю кругом колодцев от мусора и отбросов, устраивали «глиняный замок» вокруг верхней части сруба колодца (для этого кругом сруба выкапывали канаву глубиной аршина в 2—3 и шириной в 1 аршин и плотно забивали ее жирной глиной), поднимали грунт вокруг колодца так, чтобы от него был скат во все стороны и мостили скат камнем или утрамбованным щебнем, навешивали общественную бадью на колодец, заменяли верхние венцы сруба новыми, заменяли крышки.
Наиболее сложные меры по улучшению колодцев требовали уже капитального ремонта колодцев: устройства хорошего насоса, навеса и правильной очистки колодца. Такие работы поручали уже опытным мастерам — специально нанимаемым колодезникам и для выполнения этих мер требовались приличные деньги на покупку необходимых материалов и плату за работу.
Надо заметить, что меры первого рода, то есть, меры одного только санитарного надзора за колодцами, были допустимы лишь к тем колодцам, которые исправны и не нуждались в ремонте и улучшении. Таких колодцев в деревне почти не бывало, поскольку далеко не все соблюдали правила пользования общественным колодцем. Поэтому приходилось сначала привести в порядок колодцы, а, затем уже требовать умелого с ними обращения. Так, например, для того, чтобы запретить гражданам брать воду из колодца своими ведрами, сначала надо снабдить его общей бадьей. Привести же в порядок колодцы почти всегда крестьяне могли собственными силами: надо было только им проявить нужную для этого сознательность и внимание в отношении своего здоровья.
Что касается более серьезного ремонта колодцев или устройства новых колодцев, — то и перед этими вопросами крестьяне не останавливались, не дожидались выделения средств или приезда комиссий. Все знали, что здоровая вода — это здоровая деревня, здоровая же деревня ведет к богатой деревне и, следовательно, все затраты, ушедшие в частности на водоснабжение с лихвою вернутся крестьянам обратно. Если граждане в селении брали питьевую воду из реки или озера, то упорядочивали это дело сравнительно просто: на это не требовалось почти никаких материальных затрат, а нужно было только санитарной комиссии следить за тем, в каких местах люди берут воду из реки или полощут белье.
Какие места считали правильными для забора воды из речки. Место для забора воды выбирали чистое; оно отстоявшее возможно дальше от дворов и жилых помещений и расположенное возможно выше по течению реки так, чтобы из селения всякая грязь и нечистоты могли спускаться в реку ниже места забора воды. На месте забора воды строили специальные деревянные мостки и огораживали их столбами, чтобы не подходил близко скот. Выбрав и установив место забора воды, устанавливали строгие правила по охране его от загрязнения: запрещали полоскать белье на этом месте и выше его, мочить лен, поить скот, купать лошадей — все это делалось ниже места забора воды.
Санитарная комиссия должна была посещать места забора воды и проверять выполнение указанных правил. И ответственность членов комиссии контролировалась не только сельчанами, но куда строже за этим следили работники милиции и местные партийные активисты. За небрежение в работе комиссии можно было легко угодить по контрреволюционным статьям надолго в места не столь отдаленные.
Один комментарий к “Надзор за качеством водоснабжения в советской деревне (часть 2)”