Даже в условиях современного сельского быта, когда в больших поселках зажиточные сельчане давно уже ставят в домах надежные фильтры (если водоснабжение централизованное), все равно специальные комиссии ежегодно проверяют качество воды в водозаборниках. И не только на наличие крупных известковых примесей, которые можно отфильтровать для подачи воды в гидромассажные душевые кабины. А вот пригодность воды для использования в пищу — это уже требует исследования проб воды в лабораториях.
И эта проблема существовала всегда в деревне — качество воды. Но девяносто лет назад не было таких технических возможностей, какие есть сегодня, а вода чистая была нужна всегда. Имеющиеся источники питьевой воды — будет ли это колодец, родник или ручей — надо было тщательно охранять от загрязнения, что особенно было актуальным в двадцатых годах, когда нередки были случаи вредительства. Свои проблемы накладывали и засушливые или, наоборот, слишком дождливые лета. И это понятно: в теплое время года всякие нечистоты и отбросы гораздо легче могут проникнуть в колодцы и речки, чем в зимнее время. Поэтому в летнее время и бывают самые сильные вспышки тех заразных болезней, возбудители которых (бактерии) передаются через воду.
Заботу об охране питьевых вод от загрязнения возлагали на сельские санитарные комиссии. В каждом селе, в каждой деревне была организована (избрана на сельском сходе) такая комиссия. Первым делом, ей поручали улучшать и охранять сельское водоснабжение, а все граждане селения должны были всемерно помогать ей в этом деле. С чего начинала санитарная комиссия свою работу по улучшению и охране водоснабжения? Прежде всего, комиссия обходила все колодцы, места забора воды в реке и прочие источники питьевой воды и проверяла их санитарное состояние.
При осмотре каждого колодца надо выяснялись следующие вопросы: доброкачественна ли вода на вид, какой запах и вкус имеет вода из колодца или источника; не расположен ли колодец на загрязненном месте, не скопляются ли около колодца или другого источника отбросы; не могут ли стекать к нему нечистоты из ближайших дворов; если это река — исследовали, не загрязняется ли она выше по течению и т. д.; не нуждается ли сруб колодца в ремонте: не подгнили ли верхние венцы, не покрылся ли сруб внутри плесенью и грибами, не образовались ли в срубе щели, достаточно ли он высоко стоит над землею; правильным ли способом добывается вода из колодцев: имеется ли насос или общественная бадья, или каждый достает воду своим ведром; не наблюдается ли мойки белья и других предметов у колодцев или других способов его загрязнения вследствие несознательности граждан.
Если при этом осмотре колодцев в каком-нибудь из них вода окажется мутной или желтоватой, с неприятным запахом или вкусом, то такой колодец временно закрывали, пока не приедет санитарный врач и не даст своего заключения об этом колодце. Если обнаруживали какие-либо другие недостатки у колодцев, их устраняли самостоятельно. Меры по улучшению колодцев могли быть и очень простые, легко осуществимые, и довольно сложные. Некоторые из них не требовали никаких материальных затрат, другие требовали очень незначительных, третьи требовали сравнительно крупных денежных расходов. Меры, которые можно легко и просто осуществить, заключались в следующем: установление правил пользования колодцами и постоянный контроль за выполнением этих правил. Правила пользования колодцами разрабатывались специальными санитарными комиссиями, и утверждались сельсоветом или сельским сходом.
Правила эти обычно были следующие: 1) воспрещается загрязнять землю вокруг колодцев всякого рода отбросами; 2) воспрещается близко подпускать к колодцам домашний скот; 3) воспрещается брать воду из колодцев своими ведрами; 4) воспрещается стирать и полоскать белье у колодцев и мыть какие-либо предметы. Санитарная комиссия должна неусыпно следила за выполнением этих правил и граждан, постоянно их нарушающих, привлекали к ответственности, вплоть до уголовной (а в случае подозрений на умышленную порчу, могли направить дело и в ГПУ).
Один комментарий к “Надзор за качеством водоснабжения в советской деревне (часть 1)”