Лекарство от королевской мигрени

Реклама табака в конце XIX века

Предыдущий материал читайте здесь.
В 1531 году в Америке европейцы заложили первую табачную плантацию. Землевладельцы поняли, что выращивание табака как вид сельхозпроизводства весьма прибыльно. Как ни странно, первыми подсуетились не португальцы, а испанцы. Вскоре табак начал регулярно экспортироваться в Старый Свет, а заодно распространяться в Турции, где растение отлично прижилось и начало давать прекрасные урожаи.

Важной вехой можно считать «знакомство» с табаком французского посла в Португалии Жана Нико де Вилемьена. Вообще-то в 1560 году дипломат отправился в Португалию для обсуждения вопросов женитьбы шестнадцатилетней французской принцессы Маргариты де Валуа и пятилетнего короля Себастиана Португальского, но, «разрулив» династическую проблему, заинтересовался удивительным растением, доставил на родину готовые к употреблению образцы и семена и даже осуществил в высшем обществе яркую пиар-акцию, преподнеся табак в дар королеве и регентше — Екатерине Медичи.

Растение было рекомендовано царственной особе как лекарственное средство, способное если и не исцелить от многих болезней, то снять их неприятные симптомы. В список показаний вошли колики, нефрит, истерия, дизентерия, зубная и головная боль, саркома и ряд других недугов. К сожалению, современные источники не конкретизируют, как именно следовало употреблять табак для лечения — курить, жевать или нюхать. Очевидно, все-таки последнее, поскольку именно «табаконюхание» (почему нет, если есть изящный термин «табакокурение») вошло в обиход высшего общества, причем «грубое» слово «табак» не прижилось — заокеанское растение получило имя своего высокопоставленного европейского дилера — «Никотиана». (Отсюда и название основной активной табачной составляющей — «никотин».)

И — любопытный момент — принятый в Свете табак одобрил глава Мальтийского ордена, что поспособствовало распространению «зелья» среди братии. Средневековые методы продвижения трендов действовали точно так же, как современные технологии. Каждый продавец табака стремился добиться того, чтобы авторитетные члены общества ссылались именно на него, и это публиковали в периодических изданиях. Для оформления материалов нанималась профессиональная дизайн студия, которая подключала к исполнению заказа художников, чьи картины сегодня считаются шедеврами средневековой живописи. Парадные портреты с трубкой не писались, а вот бытовых было сделано немало — это и было отчасти и решало рекламные задачи.
Читайте дальше.

Константин Андреев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.