Сегодня, когда модернизация России вызывает огромное количество дискуссий, а в Думу направили поправки к Закону о разрешении использования труда заключенных на крупнейших стройках страны, многие поневоле обращаются в недавнюю историю нашего государства — в период первой и второй пятилеток Сталинской программы индустриализации. Интересные факты нашел в первом номере журнала «Техника молодежи» (июль 1933 года).
Оказывается, один из промышленных гигантов сталинской индустриализации Уральский Машиностроительный Завод изначально строился по проекту, разработанному по заказу СССР инженерами Немецкой фирмы Круппа. Но по каким-то причинам через год после начала строительства Уралмаша немцы начали тормозить процесс консультирования и проектирования.
Возможно, Германия уже начала переориентироваться на лозунги рвущихся к власти нацистов, или владельцы немецкого промышленного гиганта перестали нуждаться в советском золоте, но пришлось нашим инженерам начать собственное проектирование предприятия, которое взялись консультировать специалисты из США (что тоже понятно — там начиналась великая депрессия).
Вот как это комментируется в журнале «Техника молодежи» за 1933 год.
Для консультаций у фирмы Круппа начальник Уралмашстроя Банников выехал в Германию. Крупнейший завод этой фирмы, слава о которой облетела весь мир, выпускает 36 тыс. т оборудования в год. Уралмашзавод должен дать 100 тыс. т.
Советские инженеры приехали в Эссен и
Магдебург. Они излагали там крупповским инженерам суть своих проектов, разработанные ими тех-
нологические процессы. Многие детали казались неясными и нуждались в критическом обсуждении.
На вопросы представители фирмы неизменно отвечали:
— Попробуйте сделать так, как вы предлагаете. Больше ничего сказать не можем.Тогда Банников и вся инженерная делегация Уралмаша консультацию проекта термического цеха лаборатории, кузнечио-прессового и механического цехов перенесли в Америку. А весь Уралмашзавод решили строить немедленно по советским проектам.
В те времена опасно было пренебрегать идеологическими установками руководства СССР, даже картинки на рабочий стол абы какие не поставишь, в кабинетах висели только портреты Ленина и Сталина. Я думаю, что подобный мягкий «наезд» на Германию в советских СМИ оказался возможным уже после 1932 года по факту нашей озабоченности в связи с окончательным приходом к власти нацистов в Германии.