Иногда думаю: как много придётся объяснять внукам! Как много вещей и явлений, занимавших в двадцатом веке скромное место незаметных (и незаменимых) «статистов» ввиду их обыденности и «само-собой-разумеющести», очень скоро уйдет в историю, уступит место чему-то новому, более совершенному…
Мой восьмилетний сын уже сейчас уверен, что «почта» — это такая «кнопка» на компьютере, которая позволяет отправлять и получать сообщения с одного «компа» на другой. Причём он недоумевает: зачем нужно «мыло» (электронный адрес), если в чате можно общаться «онлайн», а «Скайп» и вовсе позволяет бесплатно разговаривать с адресатом в режиме «видео».
Я пробовал рассказать, как много значили для меня письма из дома, от друзей и от любимой девушки, когда я служил в армии. Я пытался объяснить, как это здорово — получать послания на шести тетрадных листах, какое удовольствие перечитывать их время от времени, какой труд — писать… Сын не понял. «А почему ты не мог просто позвонить домой или друзьям по мобильнику?», — спросил он.Век почты умер. Не существует боле эпистолярного жанра. Помянем же почтовое сообщение «аналогового» (в том смысле, что «не цифрового») формата добрым словом.
ИСКОПАЕМЫЙ ПРАЗДНИК
Девятое октября в «праздничном» календаре ООН значится как Всемирный день почты. Еще лет 20-30 назад этот праздник можно было бы назвать всенародным. Письма друг другу люди писали, а не отправляли по «емейлу»; с праздниками поздравляли при помощи открыток, а не «СМСок»; о чрезвычайных событиях сообщали телеграммами, а не посредством звонка на «мобилу». Не подумайте только, что я сокрушаюсь по этому поводу. «Паровоз» прогресса — штука объективная, против него не попрешь, даже если захочешь. А я и не хочу. Современные средства связи действительно очень удобны, рациональны, экономичны, точны и не подвержены влиянию пресловутого «человеческого фактора».
Вот только всё меньше людей с каждым годом поймет, о чем идет речь в стихотворении Маршака, начинающемся словами:
«Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой «5» на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он, это он —
Ленинградский…».
Кто?
Представители новых поколений со словом «он» срифмуют разве что «рингтон», и то, если намекнуть, что речь идет о связи. Слово «почтальон» кастинг в лихую «команду» русского «новояза» не прошло. На смену почтальонам пришло иное понятие — разносчик товаров: доставка живых цветов, пиццы, компьютеров или авиа-железнодорожных билетов.
И души раньше в «неличном» общении было больше. Впрочем, «душа» — понятие, «не конвертируемое» в логику цифр и не обеспеченное «золотым запасом» статистики.
Так или иначе, сегодня Всемирный день почты (да простят меня почтовые работники) — праздник почти экзотический, сродни Дню защиты китов или японскому Празднику любования луной.
Всё это позволяет предпринять попытку написать хотя и краткую, но ПОЛНУЮ историю почты. «Полную», то есть окончательную, завершенную, не предполагающую продолжения.
Читайте дальше.
Константин Андреев.
Один комментарий к “Конец почтовой эры”