Начало читайте здесь.
Впрочем, будем справедливы: в руках у архетипического «русского народного» рубахи-парня в картузе, косоворотке и хромовых сапогах вовсе не аристократичный аккордеон, а некие незатейливые меха, всё видовое многообразие которых сводится в данном случае к легкомысленному слову «гармошка».
Собственно, для чистоты эксперимента именно на мехах как отличительном признаке ручного музыкального инструмента и остановимся. Может быть, при помощи чего-то подобного наши далёкие предки-славяне в часы досуга извлекали ласкающие слух звуки с незапамятных времен? Да нет же!
Совершим небольшой исторический экскурс. Использовать воздушный поток для извлечения звука люди додумались ОЧЕНЬ давно, «подслушав», как ветер выдувает свою «музыку» из полой раковины или небольшого дупла. Появились духовые инструменты. Революционным шагом их эволюции (кстати, стремительно приближающих нас к «меховым» инструментам) стало изобретение «язычка» — тонкой пластины (на первых порах деревянной, бамбуковой или костяной), вибрирующей при обтекании её потоком воздуха.
Концептуальными прототипами такого язычка были примитивные «вибраторы», знакомые нам как варганы. То, что в представлении большинства непосвященных обывателей является эксклюзивным национальным атрибутом одухотворенного чукчи, под разными названиями было известно едва ли не всем культурам ещё до нашей эры. Довольно (по историческим меркам) быстро люди додумались вызывать музыкальную вибрацию язычка не треньканьем по нему пальцем, а воздухом. Так и появилась группа «духовых язычковых». Самый древний представитель этого семейства — китайский шэн (шенг) — был изобретен более двух тысяч лет назад.
Не менее древний инструмент — ближайший родственник волынки паркапзук, первые упоминания о котором датируются первым веком нашей эры: именно на паркапзуке любил музицировать император Нерон. (Кстати, и паркапзук, и волынка, и их балканский аналог чимпой — еще один шаг человечества на пути к гармошке. Суть этого шага заключается в использовании некоего внешнего нагнетателя воздуха, а значит — избавлении музыканта от необходимости в процессе игры использовать силу своих отнюдь не безразмерных легких. Длительность непрерывного звучания перестала зависеть от физиологии человека.)
Звучание шенга.
Читайте дальше.
Константин Андреев.
Китайские корни духовых-язычковых инструментов: 2 комментария