Изучая историю образования социалистической политэкономии, приходится читать много материалов, в которых содержится информация, из каких предпосылок советские хозяйственные и партийные органы формировали свою систему производственных отношений, на что опирались, закладывая цифры тарифов начисления заработной платы рабочим. И вообще — что не устраивало наемных работников при капитализме, потом при социализме и сейчас, снова при капитализме, это понятно.
Я пытаюсь понять — в чем было здравое зерно предлагаемой большевиками системы отношений. Подразумевается, тех, кто в СССР встал на место организаторов этой системы после того, как выгнали с этого места «буржуев». Как и что они объясняли о прежних системах, что обещали. Это не попытка придраться к социалистической экономике и найти подтверждение негатива, это попытка понять — что не устраивало, чем заменили, почему.
Предлагаю для начала прочесть выдержку из одной лекционной политэкономической статьи, которая была адресована к сознанию рабочего класса в 1924 году (напомню — это был период непосредственно предшествовавший началу в СССР механизма индустриализации.
«Капиталистический способ производства характеризуется тем, что большая часть населения принуждена продавать свою рабочую силу капиталистам, владеющим орудиями производства. Рабочая сила продается, как всякий иной товар. Продавая свою рабочую силу, пролетарий, понятно, стремится взять за нее как можно больше. Но в капиталистическом обществе экономическая и политическая власть находится в руках класса капиталистов. Капиталисты и устанавливают заработную плату на том уровне, который наиболее соответствует их классовым интересам.» Отношение капиталистов к покупаемой ими силе рабочего такое же, как к прочим издержкам производства, например, к топливу. Капиталист зорко следит за тем, чтоб в его предприятиях не расходовался ни один лишний пуд угля. Но экономия его имеет известные пределы. Если в машину положат мало угля, то она не сможет работать полным ходом, а то и совсем остановится. В интересах капиталиста положить в машину ровно столько угля, сколько необходимо для ее нормальной, то есть, полным ходом работы — не больше, но и не меньше. Такое же отношение существует у всего класса капиталистов к заработной плате. Капиталистический класс заинтересован в том, чтобы платить рабочим ровно столько, сколько необходимо для того, чтобы рабочие могли существовать и работать «полным ходом». Для того, чтобы существовать и нормально работать, рабочим, прежде всего, необходим известный минимум средств—пропитания, одежды и жилища. Но этим необходимые средства существования рабочих не ограничиваются. В различных странах, в различные периоды и у различных категорий рабочих, потребности, в зависимости от природных условий и культурного уровня, не одинаковы.»
Небольшие подсчеты, кто на что сколько тратил (рабочие) до ВОСР.
Понятно, что рабочий класс не тратился на такие развлечения, как езда по морским курортам, аренда яхт, цыгане и шампанское — это все мимо интересов рабочих, включая оперу, теннис, школу танцев и прочие буржуйские излишества. Непонятно другое — почему не указаны другие затраты капиталистов — налоги, аренда земли, электроэнергия, ремонт и приобретение оборудования. Все это названо так: «капиталисты и устанавливают заработную плату на том уровне, который наиболее соответствует их классовым интересам». Странно, я думал, что налогообложение и прочие расходы бизнеса помимо расходов на оплату труда рабочих по сути объективны для любой социальной модели, а не субъективны только для капиталистов.