Предыдущий материал читайте здесь.
Представители семитской культуры тоже видели причину психических расстройств в кознях бесов, о чем свидетельствуют тексты Ветхого Завета. Когда, приблизительно за 2000 лет до нашей эры, царь Саул болел какими-то депрессивными приступами, библейский летописец с полной уверенностью определил их причины: бог покинул царя, и злой дух вселился в него.
Другое предание повествует о вавилонском правителе Навуходоносоре, наказанном безумием за высокомерие и гордыню. Автор высокохудожественной «истории болезни» не жалеет красок для описания унизительного состояния, до которого дошел безумный царь: он скитался, как вол, опустив голову, по пастбищам, одичал, весь оброс и питался травой.
Вообще, судя по древним легендам, разнообразными психическими расстройствами наши далекие предки страдали не реже современных людей. Отсюда и появление психиатрии в числе первых медицинских дисциплин. Уже в VI веке до нашей эры существовали попытки вполне реалистического истолкования «ненормальности». Их выразителем был Пифагор, который, например, «божественную болезнь» эпилепсию объяснял заболеванием мозга. Он учил, что разум и рассудок помещаются в головном мозгу, а чувство имеет «местопребывание» в сердце.
Дальше — больше. Свой вклад в развитие психиатрии внесли и греки, и римляне; особенно в развитии этой науки преуспели арабы. Общие основы патологии и терапии психозов арабы заимствовали из греческих рукописей. Авиценна объяснял меланхолию «темнотой, образующейся внутри черепа, как следствие черной желчи». Он же учил, что «против слез и тоски, не имеющих причин в жизни, необходимо применить в качестве лекарств развлечения, работу, песни, так как самая вредная вещь для умалишенного — страх и одиночество».
Правда, если говорить о трудотерапии древнего мира, не стоит забывать, что и там определенные вакансии были недоступны людям, которых считали «с приветом». Можно было спокойно заниматься крестьянским трудом или шитьем одежды, а вот претендовать на занятость высококвалифицированную «психи» уже не могли. И только именно арабы уже к середине VII века нашей эры первыми предприняли попытки организованно оградить «здоровое общество» от опасных «психических», а в отношении последних наладить душевный уход и «призрение» (то есть заботу, опеку).
Читать дальше.
Константин Андреев.
Изыди, злой дух!: 2 комментария