В советское время, я помню, часто в литературе, театре и кино муссировали тему «неравных браков», которые повсеместно бытовали в дореволюционной царской России. Бесконечная череда «браков по неволе», «бесприданниц» рисовала мрачные картинки российского быта, пока его не преобразовали большевики, складывалось впечатление, что женились исключительно кащеи-бессмертные и свидригайловы, чуть не насильно таща ангелов-девиц под венец. А «Гроза» Островского вообще была программным произведением в школе.
При этом подразумевалось, что советский быт полностью раскрепостил женщину, а сам факт бракосочетания и дальнейшей семейной жизни стал чуть ли не обитанием в раю. Правда, тотальное насилие в семьях, особенно там, где мужики были пьющими пролетариями или крестьянами, тщательно скрывалось и ретушировалось, если скрыть не удавалось.
Справедливости ради, стоит сказать, что на парткомах и профкомах периодически распекали особо зверствующих в семейном быту мужей, если у женщины доставало смелости написать жалобу в эти организации на производстве. Повод для обращения мог быть практически любым: шубу не купил, на курорт не везёт. Но больше государство пеклось о другом — о том, чтобы алименты исправно платили, если на мужчину приходил исполнительный лист. Главное было в другом — советские идеологи хвастались тем, что советские люди не знают такого понятия, как неравный брак.
Когда власть КПСС пала, люди сами разобрались, кому какой брак нужен — кому по любви, кому по расчету, а кому для прописки. Однако и свадьбы современные стали гораздо богаче и веселее, тем более, что вошла в моду организация свадеб тематических: в маскарадном стиле, с выездами на природу, свадьбы в историческом антураже. Понятно, что люди есть люди, и семейная жизнь далеко не всех является медом. Но, в отличие от советских свадеб, современные хоть стали интереснее и веселее.
Ну, а на фотографии британские молодожены начала ХХ века — оторопь берет, глядя на них, сразу вспоминаешь проблемы героев Голсуорси из его «Сани о Форсайтах».