Интересная ситуация возникла уже с первых лет правления Советской власти на территории бывшей Российской империи. Официально любая церковь просто была отделена от государства, на деле — не просто отделена, а с религией велась очень жесткая война, в том числе и репрессивными методами. Но далеко не все из религиозной жизни народов отвергалось большевицкой властью — кое что очень даже приветствовалось (из меркантильных соображений, разумеется).
Дело в том, что народные промыслы часто использовали орнамент или сюжеты религиозных верований. И здесь начинался водораздел. Например, в жизни православной церкви и мусульман как такового специального культового обрамления не существовало, кроме использования в рисунках или кружевах изображений крестов или полумесяцев. Так вот кресты было запрещено использовать в любом виде узора в народном творчестве, а на полумесяцы такие запреты не распространялись. Не запрещали и использование шестиконечной звезды, которая у многих ассоциировалась со звездой Давида.
Но при этом произведения мастеров народных промыслов России очень высоко ценились за рубежом, что давало Советской власти немало валютных поступлений. Отказаться от такого лакомого куска большевики не могли и не хотели, и потому всесторонне развивали и поддерживали такие виды занятий, как кружевное дело, бисероплетение, художественную ковку, ковроткачество. Но при этом жестко регламентировали, прежде всего, используемые сюжетные образы. И порой доходило до смешного — например, можно было использовать образ князя Олега, и даже княгини Ольги (тоже православной, оказавшей немалое влияние на решение крестителя Руси Владимира), а самого Владимира (внука Ольги) нельзя было изображать.
Разрешалось изготавливать красивые ризницы для икон в рамках художественного промысла, но на местах ликов разрешалось лишь оставлять пустые места (также вышитые или вытканные единым тоном). Мусульманам разрешалось изображать огромное количество исламских просветителей (которые в годы своей жизни просвещали то язычников, обращая их в исламскую веру), но ни в коем случае нельзя было изображать самого Мухаммеда. Можно было изображать любую языческую славянскую богиню, а за образ Богородицы (фото с сайта о бисероплетении) можно было угодить в лагеря в определенные годы наиболее активным гонений.
Таким образом, к середине восьмидесятых годов наше общество пришло к такому положению собственного представления о религиях, что даже дети могли иметь свое визуальное представление о том, как выглядели боги древней Греции или Египта, знать биографии духов, которым поклонялись народы Севера, но но не имели подчас ни малейшего представления о том, кто такой князь Владимир (кроме того, что он был военным и административным объединителем Русских княжеств). Например, известная всем икона о поражении Георгием копьем змея подавалась просто, как миф о каком-то реальном событии. Кстати, именно по этой причине этот сюжет дозволялось использовать в народном творчестве в советские времена, чем активно пользовались мастера палехской живописи.
Как заметил известный отечественный историк религий Андрей Зубов, в деле борьбы с религией большевиков, как и многих до них, сгубила банальная жадность. Они не могли отказаться от произведений народного промысла Руси (и соседних народов), но назначаемые ими кураторы плохо знали историю народов бывшей Российской империи. И, разумеется, не могли учесть того, что за 1000 лет после крещения Руси, или за 1300 лет со дня возникновения Ислама на континенте, практически любой сюжет народного промысла, так или иначе касался религиозных верований. Кроме абстрактных орнаментов, разумеется.