В предыдущем материале о колонизации Киргизии мы затронули тему ошибок правительства Российской империи в конце XIX века, допущенных при освоении киргизских степей. Следует отметить, что к моменту прихода к власти большевиков ситуация во внешней политике в этом регионе практически не изменилась. По сути дела только в тридцатых годах ХХ века в период индустриализации началось относительное развитие промышленного производства в Киргизии.
По большей части промышленность Киргизии опиралась на добывающий сектор — в республике добывались для СССР полезные руды редкоземельных металлов, урановая руда, а также необходимые для строительства и дорожных работ щебень известковый, песок, глина. Но эти предприятия, в основном, были сосредоточены на севере Киргизии, тогда как юг оставался сельскохозяйственным регионом с преобладанием скотоводства. И юг Киргизии за счет планового распределения дохолов в советские времена традиционно дотировался из доходов более промышленного севера.
Говоря о правильности или ошибочности национальной политики СССР, проводимой при Сталине, следует помнить о том, что, к примеру, в Средней Азии вынужденное «тяготение» тех же киргизов к расселившимся славянам происходило не от хорошей жизни, и проблемы киргизов начались задолго до Октябрьской революции. Вот что писал об этом известный исследователь Сибири Ядринцев.
Местные власти когда-то не без основания, как говорится в вышеприведенном извлечении, опасались усложнить вопрос и имели в виду, что земледельческая колонизация, неразумно веденная, может стеснить пастушеский быт пропитание киргизов. Нельзя говорить голословно, что степь велика и стеснения для киргизов не последует. Трудно сказать это теперь, когда пастбища кочевников сузились, везде прошли административные границы, наконец, в быте киргизов происходят существенные изменения.
Позволим обратить внимание на следующие факты из жизни степи в последнее время, заявляемые даже в официальных органах. Обеднение киргизов, голодовки и падежи скота в киргизских степях все чаще и чаще дают себя чувствовать. Исследовать причины повторяющихся бедствий у киргизов было бы весьма любопытно. Несомненно, что они находятся в связи с уменьшением пастбищ и обеднением населения. Среди киргизского народа все более и более увеличивается число так называемых «джатаков» или «байгушей», то есть лиц, лишившихся скота и выходящих из степи к русским станицам и селениям, чтобы наняться в работники.
Положение этого киргизского пролетариата крайне печально. Эти джатаки нанимаются за самую ничтожную цену к русским казакам и превращаются в рабов или живут в навозных кучах около станиц, голодают и мрут часто под влиянием тифа в ужасной обстановке.