Пойдешь по ломаной дороге — переломаешь себе ноги.

Советские крестьяне учатся новой жизни и пишут отчеты о достижениях культуры и быта в органы советской печати. 1926 год.

«Есть в народе поверие: — «увидишь на самой верхушке сосны шишку, — достань ее, получишь счастье». Вот так за счастьем полезла одна девушка нашего села Малая Петрова. Весело взбиралась вверх по сосенки Марусенька, да вдруг — и обломилась под тяжестью девушки верхушка дерева. Вскрикнула девушка при падении — ногу сломала.

Лечить стали знахари, долечили так, что осталась девушка без ноги совсем. Много пишут о зле суеверий и знахарстве, да не скоро еще изживем мы зло это.»
Федоров, село Елохово, поселковое объединение Алексеевская Пустынь.

Оставляя за скобками ляп редакторов журнала «Здоровая деревня», у которых парень из села Елохово вдруг написал о случае с девкой его села Малая Петровка, мы оставим лишь один вопрос — главный, на наш взгляд — а где была в этот момент фельдшерская медицинская служба поселкового объединения? Чем в это время медики официальные занимались, да еще такое продолжительное время, за которое сломанная нога у девушки успела настолько загноиться, что ее пришлось ампутировать? Но ответа не было, что естественно, ибо никто в 1926 году так и не задал этого вопроса советским властям в силу обстоятельств непреодолимой силы.

«С физкультурой ребята сдружились — пьянство и драка изжились.
Непримиримо враждовала молодежь Елоховского с ребятами Чудиновского сел. В праздники перепьются — и в драку. Драки эти оставляли после себя тяжелый след изувеченных, а иногда и убитых людей. Ячейки обоих сел организовали у себя спортивные кружки, собрали деньги, обзавелись, чем надо, и бывшие враги мирно состязаются в футбол — чья возьмет? В игре принимают участие даже девушки. Состязания всегда привлекают много зрителей. Так закончились наши давнишние потасовки».
Ф. Гонобаблев, Рыбинский уезд, Ярославская губерния.

Это верно, сам бывал не раз и не два участником футбольных матчей на деревне, но уже в семидесятых годах ХХ века, то есть, спустя полвека с момента описанных событий. Признаться, даже в мое время сельские парни зачастую абсолютно не знали правил футбольной игры, и прекрасно сочетали футбол с распитием крепленого вина. Все это являло собой гремучую смесь — алкоголь и незнание правил игры — драки происходили во время каждого матча, и даже большинство заведомо собиралось на матч с соседним селом, чтобы быстро найти повод для драки. Однажды получил по сусалам и я (мальчик городской, столичный) — я попытался рассудить спорящих о правилах, оба были неправы, и я подсказал им, какие правила верные. Итогом стали огромный бланш у меня под глазом и разбитая губа.

В борьбе за новый быт и радиоаппарат не будет забыт.
«Хорошей формой новых посиделок является установка радио в том доме, где много собирается молодежи. При своей дешевизне и простоте устройства один простой детекторный радиоприемник при умелом использования будет хорошим подспорьем в «новых посиделках» — и как разумное развлечение, и как средство политического воспитания молодежи. По-моему, задачей каждой ячейки комсомола и сознательной деревенской молодежи является введение этих форм работы, как верных средств по укреплению нового быта в деревне и в борьбе с распространением венерических болезней на посиделках.»
Михаил Смирнов, Слобода Улейма Угличского уезда, Ярославская губерния.

Странен и тернист был опыт использования радио для пропаганды правильного коммунистического образа жизни в советской деревне. Сами понимаете, радио — это всего лишь средство коммуникации, как рихтовка кузова автомобиля — можно его так отрихтовать, а можно эдак. Все зависело от того, кто рихтует — и кузов авто, и сознание гражданина. К примеру, то же самое радио, но уже из принимающих коротковолновый диапазон приемников, позволило советским жителям села слушать «вражьи голоса» в шестидесятых-семидесятых годах ХХ века. А там было все, что абсолютно не входило в планы советской пропаганды — от обзоров зарубежной рок-музыки до проповеди христианских ценностей. В современном городе радио не найдёшь, культура проникла в общежития для рабочих и иностранцев — когда условия проживания подходящие, на шалости не тянет, хоть ты как агитируй. Работай и отдыхай, рабочий. Хоть бы и иностранец: 8 на работу, 8 на сон, 8 делай что хочешь.

С этой школы берите пример и другие села.
«Наша школа готовилась к проведению санитарной недели за несколько недель заранее. Очень помогли вам в этом деле журнал санитарные брошюры, которые распространяет актив села. Много материала мы навлекли из них: санитарные рассказы для составления инсценировок, стихи, санитарные плакаты научились рисовать, лозунги и частушки. Надо, чтобы все ребята-школьники читали своим родителей эти рекомендации, они не дадут нам забыть полезные навыки гигиены, приобретенные в школе, научат нас, как стать здоровыми, также принесут не малую пользу и родителям — крестьянам.»
Здравячейка 14 школы СОНО села Алексеевское, Московская губерния.

«Яйца курицу не учат» — так всегда говорили в русском обществе до большевистского переворота. Тем самым пресловутый конфликт поколений исчерпывал себя раз и навсегда. Не нравится тебе, как живут родители — строй свой дом, веди свое хозяйство, живи своим умом. Вполне нормальные понятия, которые большевики решили перетолковать по-своему, как им было выгодно. К слову, именно этот метод чуть позже, в тридцатых, привел к массовым доносам на самих партийцев-ленинцев и их истреблению, а спустя шестьдесят лет и вовсе — всю эту идеологию смели молодые бунтари напрочь. Помните известный тезис Виктора Цоя — «Перемен! Мы ждем перемен!». Вот такие дела.

Я продолжу в дальнейшем публиковать письма из времен нового быта советской деревни двадцатых годов прошлого века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.