Авангардизм в имперской пропаганде СССР

Авангардизм в имперской пропаганде СССР.

В отличие от Хрущева, да и от Брежневского политбюро, в годы правления Сталина в СССР достаточно лояльно относились к авангардистам в изобразительном искусстве. Более того, им доверяли оформление журналов — и тех, которые выпускались для народа, и тех, которые распространялись на Запад для пропаганды нашего образа жизни.

Именно это послужило причиной тому, что, к примеру, советская авангардная фотошкола при Сталине развивалась стремительно в разных направлениях. Сталинские идеологи чувствовали эффективность применения авангардных построений в пропаганде. Резкая хлесткая подача визуального ряда хорошо провоцировала выброс адреналина у читателей. А адреналин в период индустриализации нашим гражданам был очень необходим, вернее, драйв, кураж, поскольку платить людям полноценно все равно не было возможности. И именно на волне таких методов пропаганды при Сталине была введена практика контролируемого спаивания рабочего класса.

Надо сказать, что и сами фотографы и художники авангардных направлений работали с огоньком, дерзко, выполняя поставленные перед ними задачи. Главным критерием оценки, разумеется, оставалось идеологически выверенное содержание. Художники всегда привлекались властями для посредничества между верхами и низами — за то и платили, за то и казнили, если что. И не только художники, фотографы поэты или музыканты. Всем известная «сталинская» архитектура конца тридцатых годов, с новой силой возобновившаяся после победы во Второй Мировой войне — это было визуальным закреплением имперского статуса СССР.

Естественно, проектирование домов в центральной части крупных городов страны Советов существенно отличалось от того, что строили на окраинах в «спальных районах». Разница между архитектурой центра города и окраинами сталинского и хрущевского периода заключалась в том, что имперский стиль при Сталине создавался за счет экономии средств на качестве и количестве квартир для простых граждан. При Хрущеве, наоборот, имперская показуха была прекращена, и все средства из бюджета, выделяемые под строительство жилья, были направлены на возведение блочных пятиэтажек, которые позволили начать процесс расселения коммуналок, а многим гражданам позволили сменить жилье в бараках на отдельные квартиры. В период правления Брежнева имперский стиль крупных городов частично возобновился, но это уже был совершенно другой, более индустриальный модерн.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.