В отличие от Хрущева, да и от Брежневского политбюро, в годы правления Сталина в СССР достаточно лояльно относились к авангардистам в изобразительном искусстве. Более того, им доверяли оформление журналов — и тех, которые выпускались для народа, и тех, которые распространялись на Запад для пропаганды нашего образа жизни.
Именно это послужило причиной тому, что, к примеру, советская авангардная фотошкола при Сталине развивалась стремительно в разных направлениях. Сталинские идеологи чувствовали эффективность применения авангардных построений в пропаганде. Резкая хлесткая подача визуального ряда хорошо провоцировала выброс адреналина у читателей. А адреналин в период индустриализации нашим гражданам был очень необходим, вернее, драйв, кураж, поскольку платить людям полноценно все равно не было возможности. И именно на волне таких методов пропаганды при Сталине была введена практика контролируемого спаивания рабочего класса.
Надо сказать, что и сами фотографы и художники авангардных направлений работали с огоньком, дерзко, выполняя поставленные перед ними задачи. Главным критерием оценки, разумеется, оставалось идеологически выверенное содержание. Художники всегда привлекались властями для посредничества между верхами и низами — за то и платили, за то и казнили, если что. И не только художники, фотографы поэты или музыканты. Всем известная «сталинская» архитектура конца тридцатых годов, с новой силой возобновившаяся после победы во Второй Мировой войне — это было визуальным закреплением имперского статуса СССР.
Естественно, проектирование домов в центральной части крупных городов страны Советов существенно отличалось от того, что строили на окраинах в «спальных районах». Разница между архитектурой центра города и окраинами сталинского и хрущевского периода заключалась в том, что имперский стиль при Сталине создавался за счет экономии средств на качестве и количестве квартир для простых граждан. При Хрущеве, наоборот, имперская показуха была прекращена, и все средства из бюджета, выделяемые под строительство жилья, были направлены на возведение блочных пятиэтажек, которые позволили начать процесс расселения коммуналок, а многим гражданам позволили сменить жилье в бараках на отдельные квартиры. В период правления Брежнева имперский стиль крупных городов частично возобновился, но это уже был совершенно другой, более индустриальный модерн.