Штрихи к портрету времени: статья из районной газеты от 4 марта 1980 года. Внимание на количество комбайнов, требующих ремонта.
Ремонт завершен
Земледельцы колхоза имени Калинина выступили с инициативой развернуть в завершающем году десятой пятилетки настойчивую борьбу за увеличение производства и продажи государству зерна. Решено получить с каждого гектара колосовых не менее 25 центнеров хлеба и довести его валовой сбор до 6950 тонн, а продажу — до 3500. Одним из главных условий для успешного решения этой задачи хлеборобы хозяйства считают своевременную и без потерь уборку урожая. С целью скорейшего завершения подготовки зерноуборочных комбайнов в колхозе было создано постоянное звено ремонтников, в которое вошли опытные механизаторы. Ремонт машин члены звена вели в комбайновом цехе райобъединения Госкомсельхозтехники.
Встав на ударную трудовую вахту в честь 110-й годовщины со дня рождения Владимира Ильича Ленина, ремонтники досрочно поставили на линейку готовности все 16 требующих ремонта комбайнов. С полной отдачей поработали все механизаторы: звеньевой Виктор Владимирович Красников, Иван Михайлович Красников, Иван Семенович Бабенков, Владимир Федорович Ладыгин, Александр Борисович Борзенков.
Всего же в колхозе имеется 20 зерноуборочных комбайнов, все они готовы к выезду в поле.
А. Бабенков, селькор.
Итак, из 20 комбайнов, поставленных на хранение в сентябре, 16 потребовали ремонта в марте. Как так вышло?
Беда в унификации узлов. Пускач от комбайна может быть использован на колхозном тракторе, если у того вдруг случилась поломка. Комбайн всё равно понадобится только летом, а выезжать и везти корм для скота нужно уже сейчас. Зимой ремонтные работы вообще представляли большую сложность, крупноузловая замена оказывалась предпочтительной.
Другая беда — огромные комбайновские аккумуляторные батареи. Их снимали и хранили на складе, но это если успевали снять. В СССР хороший аккумулятор был редкостью, вырезали кусачками вместе с клеммами и несли трофей домой. Там ему находилось применение в личном автомобиле или же на тракторе, который каждый тракторист тоже считал, в общем-то, личным. Ухаживал за кормильцем, переводки на окно сажал, ручку КПП делал хорошую, «зекскую», с розочками. Дарил аккумулятор, чтобы не как все — шнурку дёргать, — а по-людски: нажал, завелось.
Огромные аккумуляторы часто можно было видеть в багажнике инвалидки. Когда бензин кончался, его хватало доехать до дома на стартере. Иногда дно багажника не выдерживало тяжести и проваливалось, и тогда аккумулятор вываливался на землю с грохотом. Случись такое на асфальте, трещины не миновать, но асфальт вообще в те годы был редким гостем сельской местности, обычно обходилось.